1. Основные понятия КИС и проблемы их создания и эксплуатации


КомпьютерПресс N1 1999, с. 90-98. Корпоративные информационные системы в России: вчера, сегодня, завтра.
Беседа с академиком РАЕН Лазебником Евгением Романовичем.


Основные понятия КИС

КИС - среда информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности. Главная задача КИС - эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.
КИС по своему составу - <совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия>. То есть, <КИС - человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:


<Не человек должен приспосабливаться к возможностям КИС и всех ее составляющих, а КИС, в разумных пределах, должна соответствовать насущным потребностям человека, его опыту, знаниям и психологии.>

Проблемы развития и внедрения КИС на российских предприятиях:

1. В 99 случаях из 100 полностью отсутствует какая бы то ни было здравая политика или стратегия построения КИС на промышленных предприятиях. Решения по выбору технологической платформы формирования КИС и партнера по ее созданию подавляющее большинство руководителей принимает под эмоциональным напором продавцов <готовых> решений, активно ссылающихся на удачные опыты внедрения этих платформ в авторитетных фирмах. При этом потребитель полностью лишен возможности предварительно <пощупать>, оценить, объективно сопоставить предлагаемые решения с аналогичными конкурентными предложениями других продавцов применительно к своим проблемам, чтобы сделать единственно правильный выбор. Практически покупается <кот в мешке>. При этом потребитель вынужден купить полный комплект аппаратуры(компьютеры, сетевое оборудование) и системное и программное обеспечение, все это развернуть и установить и только через несколько месяцев возможно получит возможность ощутить реальную отдачу. Основными отрицательными последствиями такого подхода являются:


2. Решения о выделении средств и об их расходовании на ИТ и создание КИС в большинстве случаев принимает чиновник, далекий от проблем данной области. При этом рассматривается вопрос не о создании КИС применительно к решению поставленных задач, а о закупке компьютеров, ОС, СУБД и прочего у вполне определенных поставщиков. Дружественные к Чиновнику фирмы-поставщики, системные интеграторы и проектные организации готовят ТЭО проекта КИС, определяют состав и стоимость покупаемых компонентов, подготавливают экспертное заключение. При этом ни сам чиновник, ни фирмы участницы проекта не отвечают за конечный результат и окупаемость израсходованных средств.

3. Хорошо зарекомендовавшие себя на западе дорогостоящие решения не дают ожидаемого эффекта на российских предприятиях по следующим основным причинам:


4. Руководители и инженерный состав предприятий не готовы работать по тем технологиям, которые упорно навязывают им большинство системных интеграторов.

5. В прессе практически отсутствуют публикации об отрицательном опыте создания КИС. В результате системные интеграторы и специалисты предприятий лишены возможности учиться на чужих ошибках и объем воспроизводства этих ошибок велик.

6. Практически все фирмы, берущие на себя роль создания КИС, рассматривают ее как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:
  • Единая БД хранения информации, формируемая различными и не связанными между собой программами и прикладными системами;

  • Множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям (финансы, материально-технический учет, конструкторско-технологическая подготовка производства, документ, аналитика и т.п.);

  • Менеджмент, без четкой постановки которого невозможно управление предприятием. Эта составляющая при внедрении КИС чаще всего является обособленным компонентом и для системного интегратора выступает удобным аргументом оправдания отсутствия отдачи от КИС.


  • При таком подходе конечный потребитель получает несколько не связанных между собой компонентов - само предприятие, КИС, менеджмент, управление техпроцессами и т.д., со всеми вытекающими последствиями. Это очень удобная позиция для системных интеграторов, т.к. все неудачные реализации можно списать на любые вышеперечисленные компоненты.

    7. На государственном уровне не существуют основополагающих принципов создания КИС как инструмента эффективного управления социально-экономическими процессами на всех уровнях, а также инструмента формирования, накопления и эффективного использования информационных ресурсов ка стратегического компонента развития и безопасности государства. Вся деятельность всевозможных государственных , внутриведомственных, отраслевых, региональных органов, комитетов и прочих структур сводится к порождению множества бумаг и распределению (а скорее перераспределению в своих интересах) средств, выделяемых на цели информатизации. Как правило, эти средства направляются ими на поддержку западной индустрии ИТ и созданию там дополнительных рабочих мест. Большинство руководителей и ведущих специалистов этих структур, освоив с десяток общепринятых ключевых терминов из области ИТ, формируют так называемую государственную и отраслевую политику информатизации. При этом стиль и методы проведения этой политики меняются в зависимости от ситуации, сознательно вводя в заблуждение тех, кто действительно нуждается в объективной информации об ИТ, прогрессивных и технологичных подходах и т.д. Например, поднятый в качестве флага информационной политики термин <Единое информационное пространство> (ЕИП), включающий в себя представление о целом комплексе методологий и технологий реализации и эксплуатации КИС, выхолащивается и сознательно подменяется на практике понятием о приобретении инструментов создания системы баз данных и реализации частных решений.


  • 1. Основные понятия КИС и проблемы их создания и эксплуатации
  • Организация информационной службы: год начинается. CW#1-1999
  • Корпоративные сети и базы данных
  • 2. Два подхода к проектированию информационных систем
  • 3. Методология создания корпоративных ИС



  • Mail To SunTechnic
    Last UpDate: