http://www.ixbt.comhttp://www.ixbt.comhttp://www.ixbt.com

Rambler's Top100

CD-R носители

После приобретения CD-RW дисковода многие сталкиваются с неожиданно огромным разнообразием CD-R носителей и зачастую выбор наиболее подходящего носителя не столь очевиден как казалось ранее. "В чем тут проблема?" - удивится начинающий "дискописатель" - "Купил, что подешевле и записывай сколько угодно! Зачем переплачивать только за имя и покупать дорогие Sony или Hewlett Packard?". Такие слова нередко можно услышать из уст не только новичков, но и людей, довольно давно занимающихся записью дисков. Только за имя продавца, конечно, переплачивать вовсе не обязательно, но разобраться в этой ситуации стоит.

Как вы уже поняли, основная идея данной статьи - попытаться как можно подробнее рассказать пользователю "что есть CD-R и с чем его едят". Мы не намерены навязывать свое мнение, а лишь выскажем несколько фактов, не всегда очевидные, но играющие не последнюю роль при выборе CD-R. Тем более что "самого лучшего" носителя, одинаково подходящего для всех рекордеров, попросту не существует. И дело здесь не только в самих CD-R дисках, но и в используемых для записи рекордерах. Поэтому можно лишь сформулировать несколько основных критериев, которыми вы сможете руководствоваться при выборе носителя, наиболее подходящего для ваших нужд.

Но, прежде чем начать что-либо вам советовать, необходимо, наверное, обрисовать саму структуру записываемого диска. В то же время, нам кажется, что не стоит, как в большинстве западных FAQ рассказывать, что CD-R диск "круглый с дыркой посередине", потому как предполагается, что подавляющее большинство читателей хоть раз в жизни держали в руках "болванку".

Итак, в структуре CD-R диска можно выделить четыре основных слоя (пятый - изображение, нанесенное на поверхность диска), наносимых поэтапно.

Иллюстрация взята с сайта Mirex

Пойдем по пути изготовления диска. Изначально изготавливается пластмассовая основа диска - поликарбонат (Е), которая составляет основную часть CD-R и придает ему необходимую прочность и форму. Далее, на готовую пластмассовую форму наносится активный слой (D) /dye/. Именно этот слой позволяет осуществлять запись на диск и определяет его надежность и качество считывания информации в дальнейшем. На сегодняшний день широко используется два типа активного слоя: цианин и фталоцианин.

Примеры цианиновых CD-R

Цианиновый краситель обладает сине-зеленым (цвет "морской волны") или насыщенно синим оттенком рабочей поверхности, фталоцианин, в большинстве случаев, практически бесцветен, с бледным оттенком салатового или золотистого цвета, из-за чего диски на основе фталоцианинового активного слоя часто называют "золотыми". Сложно сказать, какой из этих двух типов слоев лучше. Цианиновый краситель более терпим к предельным сочетаниям мощности чтения/записи, чем "золотой" фталоцианиновый, поэтому зачастую диски на основе цианинового слоя проще считывать на некоторых дисководах. Фталоцианин - несколько более современная разработка. Диски на основе этого активного слоя менее чувствительны к солнечному свету и ультрафиолетовому излучению, что способствует увеличению долговечности записанной информации и несколько более надежному хранению в неблагоприятных условиях.

Примеры фталоцианиновых CD-R

Существуют мнение, что цианиновые диски лучше читаются, чем фталоцианиновые. Скорее всего, такие предположения не могли возникнуть на пустом месте, следовательно, они основаны либо на собственных наблюдениях, либо на ненаучных исследованиях, потому как с технической точки зрения бесцветность фталоцианина как раз и обеспечивает совместимость дисков на его основе с более широким спектром считывающих устройств. То, что болванка на взгляд прозрачнее, не говорит о ее плохих оптических характеристиках. От записанного диска требуется, будь он на основе цианина или фталоцианина - отражать свет только с длиной волны 780nm, а не весь его видимый спектр.

После того, как на поликарбонатовую заготовку был нанесен dye, диск покрывается специальным слоем светоотражающего материала (C). В обычных CD-ROM для этой цели применяется алюминий, в CD-R дисках же применяется чистое серебро, позволяющее добиться 65-80%-го коэффициента отражения.

Завершающим этапом изготовления диска является нанесение защитного слоя (В), на который в дальнейшем возможно нанесение изображений (А). Наиболее распространенным и простым в изготовлении защитным слоем является специальный лак. Лакировка диска не дает 100%-ной гарантии сохранности данных при воздействии внешних механических или химических воздействиях. Тем не менее, многие китайские "производители" часто экономят на лаке, либо наносят его так, что на диске образуются концентрические разводы в виде волн, что свидетельствует либо о неправильно рассчитанной скорости нанесения, либо о неправильном режиме сушки, что делает диски практически беззащитными от влияния внешних воздействий.

Более высокую степень защиты дает нанесение дополнительных покрытий, которые делают CD более устойчивым к царапинам и химическим воздействиям (таких как, например, нанесение надписей различными маркерами). Одним из таких "продвинутых" прокрытий является разработка компании Kodak, получившая символичное название "Infoguard" ("страж информации").

Придя в магазин или на рынок, вы наверняка столкнетесь с широким разнообразием марок и видов CD-R. И обычно на многих, не всегда качественных носителях присутствуют фразы, что их диски самые что ни на есть лучшие для хранения данных или аудио, плюс еще и легко пишутся на скоростях до 16х. Для пущей убедительности везде всячески упоминаются слова "Gold" или "Professional". Так как все же сделать выбор, который был бы наиболее верным, исходя из ваших желаний и потребностей?

Перед покупкой, конечно, можно обратиться к западным изданиям, но, к сожалению, не всегда диски, распространенные у них и действительно заслуживающие высоких оценок, присутствуют на российском рынке. В этой ситуации вам следует ориентироваться на производителя диска. Именно на производителя, а не на торговую марку продавца. Что это значит? Все просто: в действительности, заводов, производящих CD-R, не так уж и много (куда меньше, продаваемых марок или, как иногда говорят, "брэндов"). Все дело в том, что производитель дисков может осуществлять программы по снабжению продукцией своих партнеров, которые, в свою очередь, продают эти CD-R под своей торговой маркой. Чтобы было понятнее, приведу пример: существует довольно авторитетный в своей области производитель Taiyo Yuden (TY). Диски TY продаются под торговыми марками как самой Taiyo Yuden, так и Sony, Philips, Hewlett Packard, TDK, Basf и некоторых других. Т.е. все эти диски будут иметь практически одинаковое качество и характеристики, несмотря на то, что их предлагают совершенно разные компании. На нашем рынке наиболее распространены диски следующих производителей (в скобках указаны некоторые торговые марки):

  • Taiyo Yuden Company Limited (Taiyo Yuden,Sony, Philips, Hewlett Packard, TDK, Basf)
  • Mitsui Chemicals (Hewlett Packard, Mitsui, Philips, Sony)
  • TDK Corporation (3M, TDK)
  • SKC Company Limited (SKC)
  • Multi Media Masters & Machinery SA (Mirex, BASF)
  • Mitsubishi Chemicals Corporation (Traxdata, Verbatim)
  • Ritek Co. (Dysan, FujiFilm, Memorex, MMore, Philips, BASF, TDK, Samsung, Targa, Traxdata)
  • Fuji Photo Film Co, Ltd.(FujiFilm)
  • Kodak Japan Limited (BASF & Kodak)
  • Princo Corporation (BTC, Princo & KingTech)
  • CMC Magnetics Corporation (BASF, MMORE, Imation, Memorex)

Узнать, что за производитель на этот раз снабдил торговую компанию своими дисками, можно, например, с помощью "программы-идентификатора" CDRIdentifier. Прошу учесть, что для корректной работы программы вам понадобятся установленные ASPI драйверы.

Но не стоит всецело доверять информации, выдаваемой программами-идентификаторами. Причина этого кроется в том, что многие производители CD-R приобретают никелевый штамп, на котором изготавливаются все подложки CD-R, в третьих компаниях. Эти компании (либо производители дисков, либо фирмы по мастерингу) помещают данные, которые и считываются программами - "идентификаторами", а они касаются лишь оригинального стеклянного "мастер-диска" или так называемой "матрицы".

Также в продаже можно встретить CD-R в bulk упаковке. Такие диски в первую очередь предназначены для использования в дубликаторах (аппарат, представляющий собой стойку из нескольких рекордеров и служащий для мелкомасштабного тиражирования дисков) и либо упаковываются в полиэтилен (обычно упаковка состоит из 100 CD-R), либо в специальные "колбы" на шпинделе. Как правило, такие диски не имеют изображения на нерабочей стороне диска для того, чтобы покупатель сам в дальнейшем мог нанести желаемый рисунок на специальном струйном или термопринтере.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев CD-R, продаваемые в таком виде - не самого лучшего качества (производства заводов Ritek, CMC или Princo). Но, справедливости ради, стоит отметить, что в последнее время все чаще стало возможным приобрести в bulk упаковке и достаточно качественные диски, которые, как правило, ничем не отличаются от тех же "коробочных", но, соответственно, без самой коробки и полиграфии, упакованные в бокс на шпинделе по 50 штук.

Бывают также CD-R, продаваемые поштучно, в специальных конвертах, но эти диски уже предназначены конечному пользователю и, зачастую, уже имеют логотип компании, торгующей дисками, на нерабочей поверхности.

Так все же CD-R какого производителя стоит предпочесть? Стоит ли тратиться на коробочный вариант дисков, если есть bulk? Диски с каким записываемым слоем следует использовать?

Конечно же, все мы стремимся уменьшить свои затраты и в первую очередь присматриваемся к дискам, стоимость которых бы не ударила по нашему карману (как у того еврея: "Мне что подешевле, но чтоб и сносу не было"). Особенно популярны у многих "экстремально дешевые" коробочные цианиновые диски MMORE (производства CMC Magnetics) и различный китайский "noname" со шпинделей. Безусловно, такими CD-R пользоваться можно, они даже, наверное, успешно запишутся и, вполне возможно, будут потом читаться. Но, как показала практика и различные исследования, основная масса записанных дисков начинают "сыпаться" уже после первых трех-четырех месяцев использования. Т.е. на диске появляются трудночитаемые, или, того хуже, нечитаемые вовсе области, либо диск читается с существенно более низкой скоростью, чем после записи. Иногда разрушение диска можно наблюдать даже визуально: на диске появляются пятна, потемнения или разводы. На мой взгляд, такие диски стоит использовать в организациях, где требуется ежедневное архивирование, но требуемый срок жизни информации на этих CD-R не превышает одного-двух месяцев. Разумным выбором будут дешевые болванки и для записи "нехитовых" игрушек. Мало какие игры после их окончания хочется пройти еще раз. Да и если знакомые попросят игру "на время", отдать будет не жалко. Многим, наверное, знакома проблема возвращения своих дисков назад после таких "временных" раздач.

Для записи аудиодисков стоит обратить внимание на качественные цианиновые CD-R. Диски производства Taiyo Yuden для этой цели вполне подходят. Как правило, даже самые старые музыкальные центры спокойнее относятся к цианиновым CD-R, нежели к дискам на основе фталоцианина. Хотя, если подходить с научной точки зрения, такого явления быть не должно.

Наиболее остро стоит вопрос о выборе CD-R для записи данных. В большинстве случаев при создании подобного рода дисков хочется, чтобы информация хранилась на них максимально долгое время. Учитывая, что информация, записанная на такой CD, может стоить в сотни, а то и в тысячи раз дороже самого носителя, следует отдать предпочтение качественным фталоцианиновым дискам.

Долгое время диски Mitsui Chemicals были одними из наилучших фталоцианиновых CD-R на рынке. В свое время Microsoft их выбрала для рассылки апдейтов и дополнений. Но время неумолимо бежит; на рынке появляются новые имена, цены на носители падают, объемы продаж растут. Необходимо поддерживать каждодневно поднимаемый конкурентами темп и, к сожалению, не каждому производителю это удается. Безусловно, нельзя однозначно сказать, что "Mitsui испортился", но, некоторые, далеко не лестные отзывы пользователей, пишущих не один десяток дисков в неделю, и некоторые тестирования служат основанием для более взвешенного подхода при приобретении дисков этой марки. Если вам повезет, и вы обнаружите в продаже CD-R Kodak, то их можно приобретать смело и, по возможности, максимальное количество, которое вы в состоянии купить, потому что нынче CD-R этой компании являются на отечественном рынке большим дефицитом. Да, и приготовьтесь заплатить за них сумму большую, чем ту, которую вы бы заплатили, скажем, за цианиновый Taiyo Yuden.

Конечно же, не одними Kodak и Mitsui жив человек. На сегодняшний день в ассортименте любой фирмы, торгующей расходными материалами, CD-R диски на основе фталоцианинового записываемого слоя присутствуют обязательно. Неплохие носители выпускает сегодня Ricoh, и все большее количество компаний желает видеть продукцию э того производителя под своей маркой. В последнее время и такие производители, как Ritek и CMC устремили свой взор в сторону технологии производства дисков на основе фталоцианина. Результаты этих "устремлений" уже присутствуют на нашем рынке, но пока что сложно говорить что-либо конкретное об этих дисках, и мы бы посоветовали пока воздержаться от их покупки.

В любом случае, перед покупкой большого числа дисков, настоятельно рекомендуем приобрести хотя бы один-два экземпляра и опробовать их на своем рекордере и CD-ROM'е, посмотреть производителя CD-R и тип активного записываемого слоя. Это самый правильный способ. Но, к сожалению, не у каждого есть возможность несколько раз приезжать, скажем, на рынок для того, чтобы приобрести в окончательном итоге пару коробочек дисков.

После прочтения этих строк, у многих читателей наверняка возникнет резонный вопрос: "Если многобразие CD-R носителей настолько велико, а под одной и той же торговой маркой могут оказаться разные производители, как же можно определить, что лежит в коробке?

На эту страничку мы вынесли некоторые способы узнать породистость кота, не доставая его из мешка ;-).

А здесь мы расположили каталог CD-R носителей, который будет постоянно пополняться и обновляться в соответствии с изменениями на рынке.


При подготовке данного материала были использованы материалы
конференций на сайте iXBT.com,
эхоконференции Fidonet RU.CD.RECORD,
а также Andy McFadden's FAQ.

Опубликовано -- 15 июня 2001 г.
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? vorobiev@ixbt.com

http://www.ixbt.comhttp://www.ixbt.comhttp://www.ixbt.com



Copyright (c) by iXBT.com, 1997-2001. Produced by iXBT.com
Дизайн (с) 1998 студия РусАрт