Выдержки из лекции Виктора Николаевича Негоды.
Ульяновск, Ульяновский Государственный Технический Университет, Весна 1999 года

Лекция #3
02.03.1999

Классификация информационных систем по сложности. Уточнение понятия КИС.


Классификация:

  • "Low End PC" - система такого класса предназначена для небольших предприятий, где обычно несколько компьютеров или сеть на 4-8 узла. Весьма ограниченный набор бизнес процессов и почти отсутствуют настройки на предприятие.

  • "Middle PC" - больше, чем в предыдущем классе широта и глубина функций. Для настройки чаще всего требуются представители разработчика. Автоматизированы десятки бизнес-процессов.

  • "High End PC" - отличается развитыми механизмами настройки, большим числом управляемых параметров, сложными генераторами отчетов, рассчитаны на десятки пользователей и могут применяться для средних предприятий. Сотни бизнес-процессов; активно используются сетевые ОС типа UNIX и Windows NT.

  • "ERP - Системы" - (Enterprice Resource Planning) система планирования/управления всеми ресурсами предприятия - истинно корпоративная система. Тысячи бизнес-процессов, тысячи таблиц баз данных и экранных форм, десятки тысяч настраиваемых параметров, рассчитаны на эксплуатацию на средних и больших предприятиях.


  • В России отечественные разработки касаются только первых трех классов. Разработка ERP-систем стоит обычно сотни миллионов долларов и естественно имеет смысл, если она будет продаваться в большом количестве экземпляров. Количество ERP-систем западного производства, установленных в России исчисляется сотнями.


    09.03.1999

    Корпоративные стандартны и их роль при автоматизации.

    Зачем нужны стандарты:

  • Стоимость разработки КИС очень велика и для уменьшения экземпляра системы естественно используется тиражирование каких-то компонентов.

  • За счет стандартизации тиражируется опыт специалистов и легче решаются вопросы адаптации специалистов к новому производству в условиях интенсивной миграции кадров.

  • Стандартизация уменьшает потери при масштабировании и интеграции производств и организаций.

  • Стандартизация увеличивает эффект элементарного документооборота, при взаимодействии бизнес-партнеров (поставщиков, потребителей).



  • Стихийная автоматизация снизу вверх.

    Стихийная автоматизация снизу вверх - это наиболее употребляемая в настоящее время в России тактика автоматизации. Она протекает так:
  • Происходит осознание неэффективности выполнения многих рутинных операций бумажно-телефонной технологии управления;

  • В ходе анализа информационных процессов, связанных с этой деятельностью выполняются те из них, автоматизация которых дает наибольший эффект, например: материальный учет в производстве и торговле, авточерчение в проектировании;

  • Пишутся отдельные приложения, автоматизирующие отдельные бизнес процессы (наиболее простые);

  • По мере изменения технологии управления по запросам руководителей модифицируется программа. При этом модернизация программы может превратиться в процесс "программирования каждого чиха начальника", в результате появляется множество заплат в программе, большой объем всевозможных конверталок баз данных, версий структур баз данных так, что сегодняшняя программа не может работать с прошлогодними базами данных, а прошлогоднее приложение с сегодняшними базами данных.

  • Эволюция информационной системы постоянно охватывает все больше бизнес-процессов, выстраивая процессы обработки информации в цепочки, отражающие взаимосвязи подразделения по оперативному управлению. Здесь возникает противоречие между группировками, отстаивающих свои позиции специалистов. Зачастую, это просто внутриподразделенческий патриотизм и некоторый сепаратизм в организации, т.е. стремление подразделений к автономности и независимости. Компромиссы, на которые приходится идти при интеграции отдельных приложений в КИС, зачастую еще больше запутывают как логику работы самой информационной системы, так и логику бизнес-процессов.



  • Автоматизация сверху вниз.

    Автоматизация сверху вниз базируется на реинжениринге бизнес-процессов. Те процессы, которые на "западе" мыслятся под термином реинжениринг, у нас традиционно подразумеваются под тремя понятиями:
  • организация производства,

  • организация труда,

  • организация управления.


  • Методологической основой реинжениринга является системное проектирование, при котором проводится такая реорганизация управления и проектирование КИС, при котором наилучшим образом достигаются цели управления. В основу системного проектирования ложиться модель организации (организационная структура + процессы, естественно с возвышающейся над ними стратегией).
    Проектирование ведется как последовательный процесс определения и детализации целей и задач управления организацией.
    На каждом этапе проводится согласование проектных решений, причем как в режиме снизу вверх, так и в режиме сверху вниз.

    Среди технологий системного проектирования в России наиболее распространена case-технология. Наибольшие проблемы при системном проектировании создаются тем обстоятельством, что цели управления имеют свойство меняться. Есть два момента, которые подчеркивают объективность этого свойства:
  • к реинженирингу фирма зачастую прибегает во время кризиса организации, когда цели управления потеряны и не могут быть отправной точкой при создании КИС. В результате путем проб и ошибок сама КИС начинает играть роль формирования цели.

  • реальная система целей управления в организации противоречива, а преследование противоположных целей во время кризиса различными группировками обостряются.



  • Лекция #1: Проблемы развития и внедрения корпоративных информационных систем (КИС) на российских предприятиях

  • Лекция #2: Организация (корпорация) с точки зрения ее информатизации


  • Mail To WebMaster SunTechnic
    Last UpDate: