Выдержки из лекции Виктора Николаевича Негоды.
Ульяновск, Ульяновский Государственный Технический Университет, Весна 1999 года
Лекция #3
02.03.1999
Классификация информационных систем по сложности. Уточнение понятия КИС.
Классификация:
"Low End PC" -
система такого класса предназначена для небольших предприятий, где обычно
несколько компьютеров или сеть на 4-8 узла. Весьма ограниченный набор бизнес
процессов и почти отсутствуют настройки на предприятие.
"Middle PC" -
больше, чем в предыдущем классе широта и глубина функций. Для настройки чаще
всего требуются представители разработчика. Автоматизированы десятки
бизнес-процессов.
"High End PC" -
отличается развитыми механизмами настройки, большим числом управляемых
параметров, сложными генераторами отчетов, рассчитаны на десятки пользователей
и могут применяться для средних предприятий. Сотни бизнес-процессов; активно
используются сетевые ОС типа UNIX и Windows NT.
"ERP - Системы" -
(Enterprice Resource Planning) система планирования/управления всеми ресурсами
предприятия - истинно корпоративная система. Тысячи бизнес-процессов, тысячи
таблиц баз данных и экранных форм, десятки тысяч настраиваемых параметров,
рассчитаны на эксплуатацию на средних и больших предприятиях.
В России отечественные разработки касаются только первых трех классов.
Разработка ERP-систем стоит обычно сотни миллионов долларов и естественно имеет
смысл, если она будет продаваться в большом количестве экземпляров. Количество
ERP-систем западного производства, установленных в России исчисляется сотнями.
09.03.1999
Корпоративные стандартны и их роль при автоматизации.
Зачем нужны стандарты:
Стоимость разработки КИС очень велика и для уменьшения экземпляра системы
естественно используется тиражирование каких-то компонентов.
За счет стандартизации тиражируется опыт специалистов и легче решаются
вопросы адаптации специалистов к новому производству в условиях интенсивной
миграции кадров.
Стандартизация уменьшает потери при масштабировании и интеграции
производств и организаций.
Стандартизация увеличивает эффект элементарного документооборота, при
взаимодействии бизнес-партнеров (поставщиков, потребителей).
Стихийная автоматизация снизу вверх.
Стихийная автоматизация снизу вверх - это наиболее употребляемая в настоящее
время в России тактика автоматизации. Она протекает так:
Происходит осознание неэффективности выполнения многих рутинных операций
бумажно-телефонной технологии управления;
В ходе анализа информационных процессов, связанных с этой деятельностью
выполняются те из них, автоматизация которых дает наибольший эффект, например:
материальный учет в производстве и торговле, авточерчение в проектировании;
Пишутся отдельные приложения, автоматизирующие отдельные бизнес процессы
(наиболее простые);
По мере изменения технологии управления по запросам руководителей
модифицируется программа. При этом модернизация программы может превратиться в
процесс "программирования каждого чиха начальника", в результате появляется
множество заплат в программе, большой объем всевозможных конверталок баз данных,
версий структур баз данных так, что сегодняшняя программа не может работать с
прошлогодними базами данных, а прошлогоднее приложение с сегодняшними базами
данных.
Эволюция информационной системы постоянно охватывает все больше
бизнес-процессов, выстраивая процессы обработки информации в цепочки, отражающие
взаимосвязи подразделения по оперативному управлению. Здесь возникает
противоречие между группировками, отстаивающих свои позиции специалистов.
Зачастую, это просто внутриподразделенческий патриотизм и некоторый сепаратизм
в организации, т.е. стремление подразделений к автономности и независимости.
Компромиссы, на которые приходится идти при интеграции отдельных приложений
в КИС, зачастую еще больше запутывают как логику работы самой информационной
системы, так и логику бизнес-процессов.
Автоматизация сверху вниз.
Автоматизация сверху вниз базируется на реинжениринге бизнес-процессов.
Те процессы, которые на "западе" мыслятся под термином реинжениринг,
у нас традиционно подразумеваются под тремя понятиями:
организация производства,
организация труда,
организация управления.
Методологической основой реинжениринга является системное проектирование, при
котором проводится такая реорганизация управления и проектирование КИС, при
котором наилучшим образом достигаются цели управления. В основу системного
проектирования ложиться модель организации (организационная структура +
процессы, естественно с возвышающейся над ними стратегией).
Проектирование ведется как последовательный процесс определения и детализации
целей и задач управления организацией.
На каждом этапе проводится согласование проектных решений, причем как в режиме
снизу вверх, так и в режиме сверху вниз.
Среди технологий системного проектирования в России наиболее распространена
case-технология. Наибольшие проблемы при системном проектировании создаются
тем обстоятельством, что цели управления имеют свойство меняться. Есть два
момента, которые подчеркивают объективность этого свойства:
к реинженирингу фирма зачастую прибегает во время кризиса организации,
когда цели управления потеряны и не могут быть отправной точкой при создании
КИС. В результате путем проб и ошибок сама КИС начинает играть роль
формирования цели.
реальная система целей управления в организации противоречива,
а преследование противоположных целей во время кризиса различными группировками
обостряются.