Выдержки из лекции Виктора Николаевича Негоды.
Ульяновск, Ульяновский Государственный Технический Университет, Весна 1999 года

Лекция #1
02.02.1999 - 09.02.1999

Проблемы развития и внедрения корпоративных информационных систем (КИС) на российских предприятиях

1. В 99 случаях из 100 полностью отсутствует какая бы то ни было здравая политика или стратегия построения КИС на промышленных предприятиях. Решения по выбору технологической платформы КИС и партнера по ее созданию, руководители принимают под напором продавцов готовых решений, активно ссылающихся на удачи использования этих платформ в авторитетных фирмах. При этом потребитель полностью лишен возможности <пощупать>, оценить и объективно сопоставить решения с аналогичными конкурентными приложениями других продавцов применительно к своим проблемам, чтобы сделать правильный выбор. При этом покупается полный комплект аппаратуры (компьютеры + сетевое оборудование), системное и прикладное программное обеспечение, все это разворачивается и устанавливается (стоимость работ зачастую сравнима со стоимостью платформ) и только через несколько месяцев можно оценить реальную отдачу.

Отрицательные последствия такого подхода:
a) простаивающее и морально устаревающее оборудование и купленное впрок ПО.
b) принятая от системного интегратора в эксплуатацию КИС, но так и не решившая проблемы потребителя.
c) потерянные значительные денежные средства и время.

2. Решения о выделении средств и их расходовании на информационные технологии и создание КИС в большинстве случаев принимает чиновник далекий от проблем данной области. При этом принимается решение не столько в связи с задачами стоящими перед КИС, сколько в связи с покупкой компьютеров, операционных систем, СУБД и часто у вполне определенных продавцов. Дружественные к чиновнику фирмы-поставщики, системные интеграторы и проектные организации готовят технико- экономическое обоснование (ТЭО) проекта КИС, определяют состав и стоимость покупаемых компонентов, подготавливают экспертное заключение. При этом ни сам чиновник, ни фирма-участница проекта не отвечают за конечный результат и окупаемость израсходованных средств.

3. Хорошо зарекомендовавшие себя на Западе дорогостоящие решения не дают ожидаемого эффекта на Российских предприятиях по следующим основным причинам:

во-первых - Западные решения разрабатывались под конкретную инфраструктуру организационного и технологического управления и корпоративные стандарты одного или нескольких стратегических инвесторов крупного или среднего бизнеса.

во-вторых - эти решения создавались в эволюционном порядке 10-15 лет, т.е. они отчасти устарели и не могут быть употреблены в готовом виде потому что эволюция сводилась к адаптации информационных технологий и технологий управления.

в-третьих - принципиально невозможно в России использовать все предлагаемые решения в системе управления предприятиями, рассчитанных на эксплуатацию только в условиях стабильного социально-экономического и нормативно-правового пространства в достаточно длительные временные интервалы. Российскому бизнесу до этой стабильности далеко.

в-четвертых - у основной массы российских управленцев отсутствуют знания, опыт и культура в сфере менеджмента. На наших предприятиях отсутствует корпоративная структура и корпоративный стандарт. Без них невозможно управлять предприятием в условиях рынка.

в-пятых - все предлагаемые российскому бизнесу решения в области создания КИС навязывают их потребителям либо западные стандарты организации, либо субъективный взгляд программистов-разработчиков отдельных программ весьма далеких от предметных областей и нужд профессиональных специалистов.

в-шестых - большинство предлагаемых на рынке приложений бизнес- класса западных разработчиков, используемых, по утверждению поставщиков, известными западными фирмами, является лишь некоторыми универсальными в своем классе базовыми платформами. Фирмы-потребители этих систем вложили десятки и сотни миллионов долларов в разработку этого специального программного обеспечения, которое и решает весь необходимый для данного бизнеса круг задач. Это программное обеспечение является <ноу-хау>, инструментом выживания в конкурентной борьбе и, естественно, никому не продается.

4. Руководители и инженерный состав предприятий не готовы работать по тем технологиям, которые навязываются им большинством системных интеграторов.

5. В прессе практически отсутствуют публикации об отрицательном опыте создания КИС. В результате, системные интеграторы и специалисты лишены возможности учиться на чужих ошибках, и объем воспроизводства этих ошибок очень высок.

6. Практически все фирмы, берущие на себя роль создания КИС, рассматривают ее как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых: - единая База Данных хранения информации, формируемая различными и часто не связанными между собой программными и прикладными системами; - множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям; - менеджмент, без четкой постановки которого невозможно управление предприятием. При внедрении КИС часто менеджмент рассматривается как обособленный компонент и для системного интегратора этот компонент часто используется как аргумент, оправдывающий неудачу КИС.

7. На государственном уровне не существуют основополагающие принципы создания КИС как инструмента эффективного управления социально- экономическими процессами на всех уровнях, а также инструмента формирования, накопления и эффективного использования информационных ресурсов для развития и безопасности государства. Вся деятельность всевозможных комитетов и прочих структур сводится к порождению множества бумаг и распределению, либо перераспределению в своих интересах средств, выделяемых на информатизацию. Как правило, эти средства направляются по сути дела на поддержку западной индустрии информационных технологий и созданию там дополнительных рабочих мест. Большинство руководителей и ведущих специалистов этих структур, освоив с десяток общепринятых терминов из области информационных технологий, формируют так называемую государственную и отраслевую политику государства. При этом стиль и методы проведения этой политики меняются в зависимости от ситуации, сознательно вводя в заблуждение тех, кто действительно нуждается в информации об информационных технологиях, прогрессивных и технологических подходов. Например, поднятый в качестве флага информационной политики термин <единое информационное пространство>, включающий в себя представление о целом комплексе методологий и технологий реализации, и эксплуатации КИС, выхолащивается и подменяется на практике понятием о приобретении инструментов создания Баз Данных и реализации частных решений.


  • Лекция #2: Организация (корпорация) с точки зрения ее информатизации

  • Лекция #3: Классификация информационных систем по сложности. Уточнение понятия КИС. Корпоративные стандартны и их роль при автоматизации. Стихийная автоматизация снизу вверх.


  • Проблемы развития и внедрения КИС (Статья-оригинал)

  • Проблемы развития и внедрения КИС (Обсуждение в uaz.talk)


  • Mail To WebMaster SunTechnic
    Last UpDate: