Выдержки из лекции Виктора Николаевича Негоды.
Ульяновск, Ульяновский Государственный Технический Университет, Весна 1999 года
Лекция #1
02.02.1999 - 09.02.1999
Проблемы развития и внедрения корпоративных информационных систем
(КИС) на российских предприятиях
1.
В 99 случаях из 100 полностью отсутствует какая бы то ни было здравая
политика или стратегия построения КИС на промышленных предприятиях.
Решения по выбору технологической платформы КИС и партнера по ее
созданию, руководители принимают под напором продавцов готовых
решений, активно ссылающихся на удачи использования этих платформ в
авторитетных фирмах. При этом потребитель полностью лишен
возможности <пощупать>, оценить и объективно сопоставить решения с
аналогичными конкурентными приложениями других продавцов
применительно к своим проблемам, чтобы сделать правильный выбор. При
этом покупается полный комплект аппаратуры (компьютеры + сетевое
оборудование), системное и прикладное программное обеспечение, все это
разворачивается и устанавливается (стоимость работ зачастую сравнима со
стоимостью платформ) и только через несколько месяцев можно оценить
реальную отдачу.
Отрицательные последствия такого подхода:
a) простаивающее и морально устаревающее оборудование и купленное
впрок ПО.
b) принятая от системного интегратора в эксплуатацию КИС, но так и не
решившая проблемы потребителя.
c) потерянные значительные денежные средства и время.
2.
Решения о выделении средств и их расходовании на информационные
технологии и создание КИС в большинстве случаев принимает чиновник
далекий от проблем данной области. При этом принимается решение не
столько в связи с задачами стоящими перед КИС, сколько в связи с
покупкой компьютеров, операционных систем, СУБД и часто у вполне
определенных продавцов. Дружественные к чиновнику фирмы-поставщики,
системные интеграторы и проектные организации готовят технико-
экономическое обоснование (ТЭО) проекта КИС, определяют состав и
стоимость покупаемых компонентов, подготавливают экспертное
заключение. При этом ни сам чиновник, ни фирма-участница проекта не
отвечают за конечный результат и окупаемость израсходованных средств.
3.
Хорошо зарекомендовавшие себя на Западе дорогостоящие решения не дают
ожидаемого эффекта на Российских предприятиях по следующим основным
причинам:
во-первых
- Западные решения разрабатывались под конкретную
инфраструктуру организационного и технологического управления и
корпоративные стандарты одного или нескольких стратегических
инвесторов крупного или среднего бизнеса.
во-вторых
- эти решения создавались в эволюционном порядке 10-15
лет, т.е. они отчасти устарели и не могут быть употреблены в готовом
виде потому что эволюция сводилась к адаптации информационных
технологий и технологий управления.
в-третьих
- принципиально невозможно в России использовать все
предлагаемые решения в системе управления предприятиями,
рассчитанных на эксплуатацию только в условиях стабильного
социально-экономического и нормативно-правового пространства в
достаточно длительные временные интервалы. Российскому бизнесу до
этой стабильности далеко.
в-четвертых
- у основной массы российских управленцев отсутствуют
знания, опыт и культура в сфере менеджмента. На наших предприятиях
отсутствует корпоративная структура и корпоративный стандарт. Без них
невозможно управлять предприятием в условиях рынка.
в-пятых
- все предлагаемые российскому бизнесу решения в области
создания КИС навязывают их потребителям либо западные стандарты
организации, либо субъективный взгляд программистов-разработчиков
отдельных программ весьма далеких от предметных областей и нужд
профессиональных специалистов.
в-шестых
- большинство предлагаемых на рынке приложений бизнес-
класса западных разработчиков, используемых, по утверждению
поставщиков, известными западными фирмами, является лишь
некоторыми универсальными в своем классе базовыми платформами.
Фирмы-потребители этих систем вложили десятки и сотни миллионов
долларов в разработку этого специального программного обеспечения,
которое и решает весь необходимый для данного бизнеса круг задач. Это
программное обеспечение является <ноу-хау>, инструментом выживания
в конкурентной борьбе и, естественно, никому не продается.
4.
Руководители и инженерный состав предприятий не готовы работать по тем
технологиям, которые навязываются им большинством системных
интеграторов.
5.
В прессе практически отсутствуют публикации об отрицательном опыте
создания КИС. В результате, системные интеграторы и специалисты
лишены возможности учиться на чужих ошибках, и объем воспроизводства
этих ошибок очень высок.
6.
Практически все фирмы, берущие на себя роль создания КИС,
рассматривают ее как некоторую совокупность частных решений и
компонентов их реализации, в числе которых:
- единая База Данных хранения информации, формируемая различными и
часто не связанными между собой программными и прикладными
системами;
- множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по
разным технологиям;
- менеджмент, без четкой постановки которого невозможно управление
предприятием.
При внедрении КИС часто менеджмент рассматривается как обособленный
компонент и для системного интегратора этот компонент часто используется
как аргумент, оправдывающий неудачу КИС.
7.
На государственном уровне не существуют основополагающие принципы
создания КИС как инструмента эффективного управления социально-
экономическими процессами на всех уровнях, а также инструмента
формирования, накопления и эффективного использования
информационных ресурсов для развития и безопасности государства. Вся
деятельность всевозможных комитетов и прочих структур сводится к
порождению множества бумаг и распределению, либо перераспределению в
своих интересах средств, выделяемых на информатизацию. Как правило, эти
средства направляются по сути дела на поддержку западной индустрии
информационных технологий и созданию там дополнительных рабочих
мест. Большинство руководителей и ведущих специалистов этих структур,
освоив с десяток общепринятых терминов из области информационных
технологий, формируют так называемую государственную и отраслевую
политику государства. При этом стиль и методы проведения этой политики
меняются в зависимости от ситуации, сознательно вводя в заблуждение тех,
кто действительно нуждается в информации об информационных
технологиях, прогрессивных и технологических подходов.
Например, поднятый в качестве флага информационной политики термин
<единое информационное пространство>, включающий в себя
представление о целом комплексе методологий и технологий реализации, и
эксплуатации КИС, выхолащивается и подменяется на практике понятием о
приобретении инструментов создания Баз Данных и реализации частных
решений.
Лекция #2: Организация (корпорация) с точки зрения ее информатизации
Лекция #3: Классификация информационных систем по сложности. Уточнение понятия КИС.
Корпоративные стандартны и их роль при автоматизации.
Стихийная автоматизация снизу вверх.
Проблемы развития и внедрения КИС (Статья-оригинал)
Проблемы развития и внедрения КИС (Обсуждение в uaz.talk)