Andy McFadden's
CD-Recordable FAQ - Раздел 2

Последнее обновление: 2001/03/03
Версия: 2.26

Содержание

[2] Кодирование CD
[2-1] Как физически хранится информация?

[2-2] Что такое XA? CDPLUS? CD-i? MODE1 или MODE2? Красная/желтая/синяя книга?

[2-3] Как узнать, в каком формате записан диск?

[2-4] Как работает защита от копирования CD-ROM?

[2-5] Что такое мультисессионный диск?

[2-6] Что такое каналы подкода?

[2-7] Часто ли используются поля идентификатора CD?

[2-8] Сколько времени занимает прожигание CD-R?

[2-9] В чем разница между режимами disc-at-once и track-at-once?

[2-10] В чем разница между записью с образа и записью на лету?

[2-11] Каким образом проигрыватель аудио CD игнорирует треки с данными?

[2-12] Чем CD-RW отличается от CD-R?

[2-13] Могут ли проигрыватели DVD читать CD-R?

[2-14] Стоит ли дождаться DVD-R?

[2-15] Что такое джиттер и коррекция джиттера?

[2-16] Где можно подробнее узнать об истории CD и CD-R?

[2-17] Почему в аудио CD не используется коррекция ошибок?

[2-18] Чем CD-R отличаются от MiniDisc?

[2-19] Что происходит при финализации (а также закрытии и фиксации)?

[2-20] Как файлы WAV/AIFF конвертируются в формат аудио CD Красной книги?

[2-21] Что значит MultiRead? MultiPlay?

[2-22] Можно ли использовать диск, если запись не удалась?

[2-23] Почему рекордеры вставляют "00" байт в начало аудиотреков?

[2-24] Сколько треков можно записать на диск? Сколько файлов?

[2-25] Мешает ли SCMS делать копии?

[2-26] Записывает ли рекордер на диск серийный номер?

[2-27] Что такое TOC? Чем она отличается от директории?

[2-28] Что такое ISO?CIF? BIN и CUE?

[2-29] Почему стандартная длительность составляет 74 минуты?

[2-30] Почему у центра CD-R видна незаписанная полоса?

[2-31] Что такое "BURN-Proof"?

[2-32] Может ли проигрывание CD-R в проигрывателе DVD повредить диски?
[2-33] Кто на самом деле изготовил эту болванку CD-R?
[2-34] Можно ли скопировать CD, закодированные в DTS?

[2-35] Почему 44.1 КГц? Почему не 48 КГц?

[2-36] Какой формат у файла .CDA?
 

 


Тема: [2] Кодирование CD
(1998/04/06)

Основы CD.

Тема: [2-1] Как физически хранится информация?
(2000/04/18)

Из _The Compact Disc Handbook, 2nd edition_ by Ken Pohlmann, 1992 (ISBN 0-89579-300-8):

"Однократно записываемые носители производятся аналогично обычным дискам, предназначенным только для чтения. Как и обычные CD, они состоят из поликарбонатной основы, отражающего слоя, и защитного верхнего слоя. Однако, между основой и отражающим слоем помещен регистрирующий (записываемый) слой, изготовленный из органического красителя. -. В отличие от обычных CD, здесь используется спиральный трек разметки для направления записывающего лазера; это значительно упрощает конструирование оборудования, и обеспечивает совместимость дисков".

Обычный CD-R состоит из следующих слоев, сверху вниз:

[опционально] этикетка
[опционально] устойчивое к царапинам покрытие и/или покрытие с возможностью печати
UV-cured лак
Отражающий слой (24K золото или сплав серебряного цвета)
Органический полимерный краситель
Поликарбонатная основа (прозрачный пластик)

Да, в золотых CD содержится настоящее золото, но если вы посмотрите через CD-R на свет, то вы заметите, что этот слой настолько тонкий, что он просвечивает (толщина слоя золота составляет от 50 до 100 нм). Необходимо иметь в виду, что данные располагаются ближе всего к стороне этикетки, а не к стороне прозрачного пластика, с которой данные считываются. Если у CD-R нет твердого верхнего покрытия, такого, как у Kodak "Infoguard", то верхнюю сторону очень легко поцарапать, и сделать использование CD-R невозможным.

Штампованный CD имеет выпуклые и вогнутые места, называемые "lands" и "pits", соответственно. Лазер в CD рекордере создает отметки в слое красителя, которые обладают теми же отражающими свойствами. Последовательность питов и лендов на диске кодирует информацию и позволяет считывать ее на аудио или компьютерном CD приводе.

Диски записываются с внутренней стороны к внешней. На CD-R вы можете убедиться в этом, посмотрев на диск, который вы записали. Спиральный трек совершает 22,188 оборотов вокруг CD, производя примерно 600 оборотов треков на миллиметр при движении к краю. Если Їразмотать¦ эту спираль, то ее длина составит около 3.5 милей.

Структура CD-RW другая:

[опционально] этикетка
[опционально] устойчивое к царапинам покрытие и/или покрытие с возможностью печати
UV-cured лак
Отражающий слой
Верхний слой диэлектрика
Регистрирующий слой (изменяющий форму)
Нижний слой диэлектрика
Поликарбонатная основа (прозрачный пластик)

Смотрите раздел сетевых справочников, где приведены ссылки на дополнительную информацию (особенно http://www.cd-info.com/). На http://www.pc.be.philips.com/cdrw/general.html , а также на http://www.nswc.navy.mil/cosip/nov97/cots1197-2.shtml есть хорошие картинки.

Тема: [2-2] Что такое XA? CDPLUS? CD-i? MODE1 или MODE2? Красная/желтая/синяя книга?
(2000/11/13)

Это очень обширная тема. Смотрите ссылки в разделе (8-1), особенно http://www.cd-info.com/ и http://www.cdpage.com/, а также страницы FAQ'ов alt.cd-rom.

Краткие сведения о стандартах:

Red Book (Красная книга)

физический формат для аудио CD (a/k/a CD-DA)

Yellow Book (Желтая книга)

физический формат для CD с данными

Green Book (Зеленая книга)

физический формат для CD-i

Orange Book (Оранжевая книга)

физический формат для записываемых CD

Часть I

CD-MO (Mагнитно-оптические)

Часть II

CD-WO (Однократно записываемые, включая гибридную спецификацию для PhotoCD)

Часть III

CD-RW (Перезапиcываемые)

White Book (Белая книга)

формат для VideoCD

Blue Book (Синяя книга)

CD Extra (иногда обращается к формату LaserDisc)

CD Extra

двухсессионный CD, первая сессия - CD-DA, вторая - данные (a/k/a CD Plus)

CD-ROM/XA

eXtended Architecture, (расширенная архитектура), мост между Желтой книгой и CD-i

MODE-1

стандартные секторы Желтой книги

MODE-2

может быть form-1 или form-2

FORM-1

2048 байт данных, с коррекцией ошибок, для данных

FORM-2

2324 байт данных, без коррекции ошибок, для аудио/видео

ISO-9660

стандартная файловая система (evolved from High Sierra format)

Rock Ridge

расширения, допускающие длинные имена файлов, и UNIX-style symlinks

CD-RFS

дифференциальная файловая система пакетной записи Sony

CD-UDF

промышленная дифференциальная файловая система пакетной записи

CD-Text

стандарт Philips для кодирования данных о диске и данных на аудио CD

Желтая книга в действительности определяет как mode 1, так и mode 2, где mode 2 содержит 2336 байт данных. Зеленая книга определяет mode 2 form 1 и mode 2 form 2. Это означает, что секторы mode 2 sectors могут быть бесформенными, что иногда называют Yellow Book mode 2.

Если после всего этого вы еще живы, то загляните на http://www.emediapro.net/AprEM/parker4.html.

Если вы хотите приобрести экземпляры стандартов, посетите http://www.licensing.philips.com/ Они недешевы! Некоторые из них можно скачать с http://www.ecma.ch/. ECMA-119 описывает ISO-9660, а ECMA-130 по звучанию напоминает "yellow book", если произнести эти слова медленно.

Что касается SVCD, то загляните на http://www.iki.fi/znark/video/svcd/overview/.

По HDCD, см. http://www.hdcd.com/. Эти диски записаны в формате Красной книги, но некоторые биты аудио содержат дополнительную закодированную информацию. Они хорошо звучат на обычном CD проигрывателе, и гораздо лучше на проигрывателе HDCD.

SACD в сущности не является форматом CD. Такие диски могут иметь соответствующий Красной книге слой, считываемый обычными CD проигрывателями, но для реализации их преимуществ необходим специальный проигрыватель.

Тема: [2-3] Как узнать, в каком формате записан диск?
(2000/12/13)

Обычно это можно определить, посмотрев на упаковку и/или сам диск:

VideoCD - не то же самое, что CD-Video. CD-V - аналоговый формат, как LaserDisc, и его нельзя просмотреть на дисководе CD-ROM.

Тема: [2-4] Как работает защита от копирования CD-ROM?
(2000/03/12)

Существует несколько возможностей; однако пока еще никто из разработчиков не вышел и не объявил, что они там разработали (по понятным причинам).

Для всех, интересующихся защитой собственных дисков: не беспокойтесь. Защита от копирования, в целом, не работает. Если у вас есть собственноручно написанное приложение, такое, как игрушка или пакет CAD, то вы, возможно заинтересуетесь одной из коммерчески лицензированных схем, перечисленных ниже, или, (прости Господи), использованием электронного ключа dongle.

Простой и часто встречающийся способ v увеличение длины нескольких файлов на CD, чтобы казалось, что они занимают сотни мегабайт. Это производится установкой намного большей, чем в действительности, длины файла в образе диска. Файл практически накладывается на множество прочих файлов. Поскольку программе известна реальная длина файла, софт будет работать нормально. Если пользователь попытается скопировать файлы на жесткий диск, то эта попытка провалится, поскольку на CD якобы содержится несколько Гб данных. (На практике это не останавливает пиратов, потому что они всегда делают копии образа диска. К тому же никакой стандартный софт не позволяет создавать такие диски.)

Лишь одна возможность допускается при настройке читающего и записывающего софта v запись ложных данных в часть ECC сектора данных. Стандартный привод CD-ROM автоматически исправит ошибки, записав другую порцию данных на производный диск. Тогда считывающее устройство загружает весь сектор в качестве сырых данных без коррекции ошибок. Если оно не может найти оригинальных нескорректированных данных, то ему становится известно, что оно считывает скорректированную копию. Это, однако, работает только на таких системах, как игровые приставки, где механизм привода и прошивка строго определены.

Менее изысканный, но не менее эффективный способ заключается в том, чтобы отпечатать серебряный CD с данными, выходящими за пределы вместимости 74-минутного CD. Копирование диска в этом случае потребует специальных болванок CD-R, перемещения данных, разбивания диска в целях компенсации, или печати серебряных дисков с украденными данными. Впрочем, если зайти слишком далеко, то диск может стать нечитаемым на некоторых приводах. Сверхпрожженная 80-минутная болванка (разделы (3-8-1) и (3-8-2)) в любом случае может вместить столько, сколько надежно помещается на диск.

В последнее время производители программного обеспечения для PC используют нестандартные промежутки между аудиотреками и индексные отметки в неожиданных местах. Эти диски не копируются большинством программ, а на дисководах, не поддерживающих режим disc-at-once может оказаться также невозможным скопировать их (см. раздел (2-9)).

Другой завоевывающий популярность способ v нестандартные диски с треком короче, чем 4 секунд. Большая часть записывающего софта, и, в действительности, некоторые рекордеры, либо откажутся копировать диск с таким треком, либо будут предпринимать безуспешные попытки сделать это. Защищенное таким образом приложение должно проверять присутствие и размер такого трека. Некоторые рекордеры, однако, могут справиться с такой задачей, так что это не защита от дурака. (В одном случае, рекордер мог записывать треки немного длиннее трех секунд, но отказался писать треки длиной в одну секунду. Видимо, есть предел, ниже которого ни один рекордер писать не будет).

Размещение множества треков с данными, перемежаемых аудиотреками на CD поставит в тупик некоторые дупликаторы дисков.

Иногда копия диска имеет другую метку громкости. Это обычно происходит только при пофайловой перезаписи, не при копировании образа диска, так что проверка имени диска иногда полезна, но не очень эффективна.

Изменение TOC таким образом, что диск кажется больше, чем он есть на самом деле может убедить некоторые программы копирования в том, что исходный диск слишком велик.

Заявлено, что система Laserlok из http://www.diskxpress.com/ способна предотвращать неавторизованное копирование дисков при небольших затратах. (Также заявлено, что VOB's CD-Wizard, упомянутый в разделе (6-1-35), способен копировать такие диски).

Недавняя новинка от TTR Technology - DiscGuard (http://www.ttr.co.il/). Утверждается, что она способна вписывать подпись в штампованные CD и CD-R, которая обнаруживается всеми приводами CD-ROM, но не воспроизводится без специального оборудования. Программа может использовать проверку присутствия подписи в качестве защиты от копирования и не запускаться в случае ее отсутствия

Sony DADC продвигает аналогичный продукт под названием Securom. Некоторая информация есть на http://www.sonydadc.com/hotnews/secu_fra.htm. Еще одни вариант - C-Dilla's SafeDisc[tm]; см. http://www.c-dilla.com/.

С другой стороны, утверждается, что программа CloneCD (раздел (6-1-49)) способна копировать большинство таких дисков при условии правильного сочетания считывающего и записывающего устройств.

Все вышеизложенное касается дисков CD-ROM. Что касается аудио CD, то на аналогичные функции претендует продукт TTR под названием MusicGuard (http://www.MusicGuard.com/). (Похоже, что эта информация отозвана).

См. также "CD Protections" по адресу http://www.esware.net/empire/hardware/cdrom/cd.htm.

Отдельная, но связанная с рассматриваемой тема v защита от подделок ("counterfeit protection"), когда издатель хочет, чтобы было просто опознать серийно изготовленные экземпляры. Пример - размещение фирмой Microsoft голограмм у центра своих последних CD-ROM.

Тема: [2-5] Что такое мультисессионный диск?
(2000/06/16)

Сессия v это записанный сегмент, который может состоять из одного или более треков любого типа. CD рекордер позволяет не записывать всю сессию за один подход, однако для того, чтобы стандартный аудио CD проигрыватель или CD-ROM плеер мог распознать диск, требуется, чтобы последняя сессия на диске была закрыта. Сессии могут добавляться, пока диск не закрыт, или до тех пор, пока на диске не останется свободного места.

Мультисессионная запись впервые была использована на дисках PhotoCD, для того, чтобы можно было добавить новые картинки. Сегодня она чаще всего используется в связанных ("linked") мультисессионных дисках, и иногда в дисках CD-Extra. Это следует разъяснить подробнее.

Когда вы вставляете CD с данными в ваш привод CD-ROM, операционная система находит последнюю сессию на диске и считывает из нее директорию. (Ну, так должно быть. В зависимости от вашей операционной системы и привода CD-ROM, вы можете получать и другие результаты). Если CD записан в формате ISO-9660, что почти наверняка, или если это диск для Macintosh CD, записанный в HFS, - данные директории могут указывать на любой диск на CD, независимо от того, в какую сессию он записан.

Большинство популярных программ для записи CD позволяют связывать одну или больше ранних сессий с последней записанной сессией. Это позволяет отображать файлы из предыдущих сессий, не занимая дополнительного места на CD (за исключением directory entry). Вы также можете удалять или заменять файлы, поместив новую версию в последнюю сессию, и не включая в нее ссылку на старую версию.

И наоборот, если вы помещаете аудио CD в типичный CD проигрыватель, то он считывает только первую сессию. По этой причине, мультисессионная запись не работает в аудио CD, но как это часто бывает, это ограничение можно превратить в преимущество. Детали см. в разделе (3-14). Это ограничение не означает, что вы должны записывать весь аудио CD за один раз; обзор режима track-at-once (потрековой записи) см. в разделе (2-9).

(Некоторые проигрыватели аудио CD, видимо, способны распознавать все треки на мультисессионном аудиодиске. Однако бОльшая их часть такой способностью не обладает. Если вы планируете передавать записанный вами аудио CD другим, то следует записывать его за одну сессию).

Обратите внимание на то, что не допускается смешение сессий MODE-1 (CD-ROM) и MODE-2 (CD-ROM/XA) на одном диске. Вы можете создать такую штуку, но многие приводы CD-ROM замучаются распознавать ее.

См. также http://www.adaptec.com/support/faqs/multisession.html, где предмет излагается более глубоко.

Диски, записанные пакетами v совершенно другая песня. См. раздел (6-3).

Короткое резюме: если вы хотите записать немного данных на CD-ROM сейчас, и немного v позже, то пишите данные на единственный трек за несколько сессий (или при помощи пакетной записи). Если вы хотите записать несколько аудио треков на CD сейчас, и несколько v позже, то записывайте несколько аудиотреков в одной сессии.

Тема: [2-6] Что такое каналы подкода?
(1998/04/06)

Существует восемь каналов подкода (P,Q,R,S,T,U,V,W). Точное изложение способа кодирования не входит в тематику этого FAQ'а, но следует отметить, что данные размещены единообразно на всем CD, и каждый канал может вмещать около 4 Мб.

Канал подкода P может управляться рекордерами JVC/Pinnacle, но, очевидно, используется нечасто.

Канал подкода Q содержит полезную информацию, которая может считываться и записываться на многих рекордерах. Область данных пользователя состоит из трех типов данных подкода Q: информация о положении (размещении), каталожный номер носителя и код ISRC. Прочие формы расположены в зоне lead-in и используются для мультисессионной записи и описания TOC (таблицы содержания).

Информация о положении используется проигрывателями аудио CD для отображения текущего времени, и содержит сведения о треке/индексе. Она может управляться при осуществлении записи в режиме Disc-At-Once (диск за один раз).

ISRC (International Standard Recording Code v Международный стандартный код записи) используется в записывающей промышленности. В нем указывается страна происхождения, владелец, год выпуска и серийный номер треков, и он может быть различным для каждого трека. Это опция, многие CD ее не используют. То же с каталожным номером носителя, но он постоянный для всего диска. Обратите внимание на то, что они отличны от кодов UPC.

См. http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/reports/Group.1/matt_page_individual/subcode.html

Каналы подкода R-W используются для текста и графики в определенных приложениях, таких, как CD+G (CD с графикой, среди прочих поддерживается SegaCD). Новое применение этих каналов разработано Philips, и называется ITTS. Оно позволяет соответствующим образом оснащенным проигрывателям отображать текст и графику на аудиодисках формата Красной книги. Наиболее свежий результат этой технологии - "CD-Text", который позволяет разместить данные о диске и треке на стандартном аудио CD.

Другие каналы подкода обычно недоступны и не используются.

Подробности можно узнать в книге Pohlmann, упомянутой в разделе (2-1): _Principles of Digital Audio_, 3rd edition, by Ken Pohlmann, McGraw-Hill, 1995 (ISBN 0-07-050469-5); or _The Art of Digital Audio_, 2nd edition, by John Watkinson, Focal Press, 1994 (ISBN 0-240-51320-7).

Тема: [2-7] Часто ли используются поля идентификатора CD?
(1999/02/06)

В настоящее время мало кто из производителей их использует, и не все устройства способны считывать все поля.

Программы, идентифицирующие аудио CD автоматически подсчитывают ID, основанный на количестве и длине аудиотреков. На http://www.cddb.com/ имеется коллекция информации о CD.

Тема: [2-8]Сколько времени занимает прожигание CD-R?
(1998/04/06)

Это зависит от количества данных, которые вы собираетесь записать, а также от быстроты вашего привода. Прожигание 650 Мб данных занимает 74 минуты на однократной скорости, 37 минут на 2х и 19 минут на 4х, но следует еще добавить минуту-две для финализации диска. Помните, что однократная скорость равна 150 Кб/с, двойная v 300 Кб/с, и так далее.

Если необходимо записать половину этих данных, вы управитесь примерно за половину этого времени.

Тема: [2-9] В чем разница между режимами disc-at-once и track-at-once?
(1998/06/14)

Существует два основных способа записи на CD-R. В режиме disc-at-once (DAO) (диск за один раз) записывается весь CD за один подход, при этом, возможно, записывается множество треков. Вся запись должна завершиться без прерываний, и добавить на диск информацию нельзя.

Режим track-at-once (TAO) (потрековая запись) позволяет осуществлять запись в несколько подходов. Существует минимальная длина трека, составляющая 300 блоков (600К для типичного CD с данными), а также максимальное количество треков v 99 на диск, кроме того некоторое пространство диска затрачивается при остановке и запуске лазера.

Поскольку лазер выключается и включается на каждом треке, рекордер оставляет пару блоков между треками, называемые выводящими (run-out) и вводными (run-in) блоками. Если все сделано правильно, то эти блоки бесшумны и, обычно, незаметны. CD с треками, воспроизводимыми последовательно, содержит едва заметные "заикания". Некоторые сочетания софта и "железа" могут оставлять мусор в промежутках, приводящий к слабым, но противным щелчкам между треками. Некоторые приводы и/или программные пакеты не позволяют вам регулировать размер промежутков между треками при записи в режиме track-at-once, и устанавливают двухсекундные промежутки, даже если в оригинале их не было.

Отдельные рекордеры, такие, как Philips CDD2000, могут осуществлять запись в режиме "session-at-once" (SAO) (сессия за один раз). Этот режим дает возможность, как при disc-at-once, регулировать промежутки между треками, и позволяет записывать более одной сессии. Это может пригодиться при записи CD Extra (см. раздел (3-14)).

Существует несколько случаев, когда требуется использование режима disc-at-once. Например, затруднительно или невозможно изготовить идентичные резервные копии некоторых видов дисков без использования режима disc-at-onc, (например, защищенные от копирования игры для PC). Некоторые фабрики-производители CD могут не принимать для тиражирования диски, записанные в режиме track-at-once, поскольку промежутки между треками будут отображаться как ошибки.

Суть в том, что режим disc-at-once дает вам больше возможностей для управления процессом создания диска, в особенности, аудио CD, но он не всегда уместен или необходим. Поэтому неплохо обзавестить рекордером, который поддерживает как режим disc-at-once, так и режим track-at-once.

Тема: [2-10] В чем разница между записью с образа и записью на лету?
(1998/12/20)

Многие программные пакеты для создания CD-R предлагают вам выбор между созданием полного образа CD на жестком диске, и тем, что называется записью на лету. Каждый способ имеет свои преимущества.

Файлы образов дисков иногда называют виртуальными CD или VCD (не путайте с VideoCD). Они представляют собой полные копии данных, как они выглядят на CD, и, таким образом, для размещения всего CD требуется иметь достаточно свободного места на жестком диске. Требуется либо 650 Мб для CD-ROM, или 747Мб для аудиодиска при использовании 74-минутных болванок. Если на вашем диске есть и аудиотреки, и треки с данными, тогда получится образ в файловой системе ISO-9660 для треков с данными и один или больше образов в 16-бит 44.1КГц стерео для аудиотреков.

(На Macintosh следует использовать файловую систему HFS для треков с данными. Вы можете создать образ при помощи записывающего софта Mac CD, или создать его как файл образа DiskCopy, а затем записать ветвь данных под другой операционной системой. Способ DiskCopy, однако, видимо, не позволяет создавать загрузочный CD-ROM.

При записи на лету часто используется виртуальный образ, в котором изучается и выкладывается полный набор файлов, но сохраняются не данные, а только характеристики файлов. Содержание файлов считывается при записи CD. Этот метод требует меньше свободного места на жестком диске и может сэкономить время, но увеличивается риск опустошения буфера (см. (4-1)). С бОльшей частью программ такой метод дает бОльшую гибкость, поскольку легче добавлять, удалять и тасовать файлы в виртуальном образе, нежели в физическом.

CD, созданный из файла образа, идентичен созданному на лету, поскольку в обоих одни и те же файлы будут размещены на одних и тех же местах. Выбор зависит от предпочтений пользователя и возможностей оборудования.

Тема: [2-11] Каким образом проигрыватель аудио CD игнорирует треки с данными?
(1999/04/11)

Существуют подкодовые флаги для каждого трека:

Data (Данные)

Если установлен, то трек содержит данные; если не установлен, трек содержит аудио.

Digital Copy Permitted (Разрешено цифровое копирование)

Используется SCMS. Устанавливается для разрешения копирования, снимается для предотвращения копирования.

Four-Channel Audio (Четырехканальное аудио)

Стандарт Красная книга допускает четырехканальное аудио, однако очень мало выпущенных дисков используют эту возможность.

Pre-Emphasis (Предварительная коррекция)

Устанавливается, если аудио записано с предварительной коррекцией.

Два последних употребляются редко.

Тема: [2-12] Чем CD-RW отличается от CD-R?
(1999/08/29)

CD-RW - это сокращение от CD-Rewritable, т.е. перезаписываемый CD. Раньше он назывался CD-Erasable (CD-E) v стираемый CD, но какие-то маркетологи поменяли название, чтобы оно не звучало так, будто важные данные стираются по чьей-то прихоти. Разница между CD-RW и CD-R заключается в том, что диски CD-RW могут быть стерты и повторно записаны, в то время как на дисках CD-R возможна только однократная запись. В остальном, они используются так же, как и диски CD-R.

Я подчеркиваю, что они используются так же, как и диски CD-R. Вы можете использовать пакетную запись как на CD-R, так и на CD-RW, вы можете производить аудиозапись в режиме disc-at-once как на CD-R, так и на CD-RW. Некоторые программы могут обращаться с CD-RW несколько иначе, поскольку имеется возможность стирания отдельных файлов, но технология записи почти одинакова.

Приводы CD-RW используют технологию изменения фазы. Вместо создания пузырьков и деформаций записываемого слоя красителя, состояние материала в записываемом слое изменяется с кристаллической на аморфную. Различные состояния имеют различные коэффициенты преломления, и таким образом они оптически различаются.

Такие диски не записываются обычными приводами CD-R, и не читаются большинством старых приводов CD (отражающие свойства CD-RW намного ниже, чем у CD и CD-R, поэтому для их компенсирования необходима цепь автоматической настройки мощности). Многие новые дисководы CD-ROM поддерживают носители CD-RW, но не все из них могут считывать диски CD-RW на полной скорости.

Некоторые старые, и многие новые проигрыватели аудио CD могут воспроизводить диски CD-RW, но многие v не могут. Если вы хотите записывать аудио CD на носители CD-RW, убедитесь, что ваш проигрыватель может их воспроизводить.

Все приводы CD-RW могут записывать на носители CD-R, так что единственной причиной не покупать CD-RW рекордер является цена. Некоторые интернет сайты любят помещать эти устройства в совершенно отдельные категории, называя их "CD recorders" и "CD ReWriters", но различия между ними не стоят такого разделения. "CD ReWriter" v это CD рекордер, который также может работать с носителями CD-RW.

Интересно, что из-за строения носителей для дисковода DVD может быть проще считать диск CD-RW, нежели диск CD-R.

Носители CD-RW дороже, чем CD-R, но недавнее снижение цен значительно сократило разрыв. Существует предельное количество раз перезаписи диска, но это число сравнительно высоко (Оранжевая книга предусматривает 1000 раз, но некоторые производители заявляют число 100,000 раз).

На дисках CD-RW закодированы их скоростные параметры, так что диски, рассчитанные на 2x запись не могут быть записаны на 4x (или на 1x).

Прекрасное описание технологии имеется по адресу http://www.emediapro.net/cdrompro/0996CP/bennett9.html

Техническая дискуссия, а также некоторые полезные рисунки и графики расположены на http://www.pc.be.philips.com/cdrw/general.html.

Несколько интересных статей по CD-RW v включая критическую редакционную статью по новой технологии v можно найти на:

http://www.emediapro.net/JanEM/news1.html#erase
http://www.emediapro.net/FebEM/writer2.html
http://www.emediapro.net/AprEM/parker4.html#bennett

Если вы пытаетесь определить, нужен ли вам дисковод, который поддерживает CD-RW, см. раздел (5-16).

Тема: [2-13] Могут ли проигрыватели DVD читать CD-R?
(2000/11/07)

Единственные диски, которые гарантированно может читать проигрыватель DVD v это диски DVD. Поддержка CD-ROM, CD-R, и CD-RW может иметься, но она ничем не гарантирована.

Для чтения CD-R используется инфракрасный лазер 780nm. Для DVD используется видимый красный лазер 635nm или 650nm, который недостаточно хорошо отражается органическими полимерными красителями, используемыми в носителях CD-R. Некоторые проигрыватели DVD имеют два лазера, что позволяет им читать CD-R.

Диски CD-RW имеют другую структуру, и могут работать даже на тех проигрывателях, которые не читают носители CD-R.

Некоторые приводы DVD-ROM неспособны читать мультисессионные диски. Однако, обычно такие приводы читают диски CD-R.

Если на коробке не написано о поддержке, считайте, что ее нет. Ищите значок MultiRead, который означает, что проигрыватель DVD может читать все существующие форматы CD, включая CD-ROM, CD-DA, CD-R и CD-RW.

О совместимости с DVD читайте в DVD FAQ:

http://www.dvddemystified.com/dvdfaq.html#2.4.3
http://www.dvddemystified.com/dvdfaq.html#2.4.4

Тема: [2-14] Стоит ли дождаться DVD-R?
(2001/01/10)

Вероятно, не стоит. По ряду причин.

Во-первых, и прежде всего, CD начинают вытеснять долгожителя - 3.5" дюймовую дискету - в качестве наиболее универсального физического носителя. Если вам необходимо обмениваться с кем-то музыкой или данными, то лучший выбор - это CD и CD-ROM. Приводы DVD-ROM и проигрыватели DVD не добились такого успеха, как надеялись их производители. В конце 2000 года один из крупнейших продавцов компьютеров предлагал апгрейд своих систем с приводов DVD-ROM на CD-рекордеры.

Во-вторых, рекордеры DVD-R, а также носители все еще довольно дороги. Например: на http://www.electroweb.com/product/hard.htm  в начале февраля 1998 года продавался записывающий дисковод DVD Pioneer CDVR-S101 за US$18 000. В июне 1999 на том же сайте был выставлен Pioneer CDVR-S201 за US$5100. Цены на "железо" и софт в конечном счете снизятся до разумного уровня, но пока этого не произошло.

Более оптимистичны перспективы DVD-R в виде нового привода, продаваемого с высшими моделями Macintosh, который может записывать как CD-R, так и DVD-R.

В разделе (0-2) упоминалось о том, что этот FAQ не будет расширяться и описывать рекордеры DVD. Смотрите FAQ по адресу http://www.dvddemystified.com/dvdfaq.html .

Рекордеры для таких форматов, как DVD-RAM еще менее доступны, но они могут быть несовместимы с выпускаемыми проигрывателями DVD.

Тема: [2-15] Что такое "джиттер" и "коррекция джиттера"?
(1998/04/06)

Прежде всего необходимо знать, что существует два вида джиттера, относящихся к аудио CD. Обычно под джиттером имеют в виду временнУю ошибку при конвертировании цифровых семплов обратно в аналоговый сигнал; дискуссия по этому вопросу ведется на http://www.digido.com/jitteressay.html. Другое значение слова джиттер используется в контексте извлечения цифрового аудио с CD. Этот вид джиттера приводит к удваиванию или полному выпадению звуковых семплов. (Некоторые справедливо замечают, что последнее значение v профанация термина джиттер, но похоже к нему просто привыкли).

"Коррекция джиттера", в обоих смыслах этого слова, это процесс компенсации джиттера и восстановления аудио в его предполагаемой форме. Этот раздел посвящен (в неправильном значении слова) джиттеру в контексте извлечения цифрового аудио.

Проблема возникает из-за того, что спецификация Philips CD не предусматривает адресации с точностью до блока. Поскольку аудиоданные поступают в буфер (FIFO, высшие и низшие метки которого управляют скоростью шпинделя), адресная информация для аудио блоков извлекается из канала подкода и поступает в другую часть контроллера. Из-за того, что данные и адресная информация отделены друг от друга, проигрыватель CD неспособен определить точное начало каждого блока. Эта неточность мала, но если системе, производящей извлечение аудио, приходится останавливаться, записывать данные на диск, а затем возвращаться к месту, на котором она остановилась, то она неспособна отыскать именно это место. В результате процесс извлечения перезапускается на несколько семплов раньше или позже, что выражается в удвоении или выпадении семплов. Эти сбои при воспроизведении слышны как часто повторяющиеся щелчки.

На CD-ROM, блоки имеют 12-байтовую последовательность синхронизации в заголовке, а также копию адреса блока. Имеется возможность определить начало блока и получить адрес блока просто путем просмотра данных FIFO. Поэтому намного проще извлекать отдельные блоки с CD-ROM.

С использованием большей части приводов CD-ROM, которые поддерживают извлечение цифрового аудио, вы можете получить аудио без джиттера при помощи программы, которая извлекает сразу весь трек. Проблема при использовании этого способа заключается в том, что если жесткий диск, на который ведется запись не успевает записывать результат, некоторые семплы могут выпадать. (Аналогично опустошению буфера CD-R, но поскольку выходной буфер, используемый при DAE, намного меньше чем входной буфер CD-R, проблема усугубляется).

Некоторые приводы CD-ROM, например большинство моделей Plextor, оснащены специальной схемой, позволяющей точно определять начало блока.

Хорошие результаты дает программная коррекция джиттера. Она включает в себя осуществление перекрывающего считывания, и последующее совмещение данных по найденным на краях перекрытиям. Большая часть программ извлечения цифрового аудио осуществляют коррекцию джиттера.

Тема: [2-16] Где можно подробнее узнать об истории CD и CD-R?
(2001/01/04)

На веб сайте CD-Information Center есть небольшой исторический раздел, http://www.cd-info.com/CDIC/History.html. Также могут представлять интерес некоторые источники в библиографии.

На http://www.cdpage.com/ есть музей CD-Recordable.

Некоторая информация о "старом добром времени" есть на http://www.roxio.com/en/support/cdr/historycdr.html.

Тема: [2-17] Почему в аудио CD не используется коррекция ошибок?
(1999/02/06)

На самом деле, она используется. Это правда, что на аудио CD используются все 2352 байт на блок для звуковых семплов, в то время как на CD-ROM используются только 2048 байт на блок, а бОльшая часть оставшихся приходится на данные ECC (Error Correcting Code- Код исправления ошибок). Исправление ошибок, позволяющее CD звучать так, как он должен звучать, даже при наличии царапин или грязи, применяется на низшем уровне.

Все данные, записанные на CD используют кодирование CIRC (Cross-Interleaved Reed-Solomon Code v Чередуемый-перекрывающий код Рида-Соломона). Каждый CD имеет два слоя исправления ошибок, C1 и C2. C1 исправляет ошибки бит на низшем уровне, C2 работает с байтами во фрейме (24 байта на фрейм, 98 фреймов на блок). Кроме того, данные чередуются и располагаются по большой дуге. (Вот почему следует всегда очищать CD от центра к краю, а не круговыми движениями).

При слишком большом количестве ошибок, проигрыватель CD интерполирует семплы для того, чтобы получить взвешенное значение. Поэтому вы не услышите раздражающих щелчков и выпадений звука, даже если CD загрязнен и ошибки невозможно исправить. Интерполирование смежных байтов данных на CD-ROM не будет работать достаточно хорошо, поэтому необходимы дополнительные коды ECC и EDC (Error Detection Codes v Код обнаружения ошибок).

Обзор исправления ошибок с точки зрения испытания носителей находится по адресу http://www.cdpage.com/dstuff/BobDana296.html

Если вы действительно хотите погрузиться в беспощадные технические детали, загляните на http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/kuhn/cdmulti/95x7/iec908.htm.

Тема: [2-18] Чем CD-R отличаются от MiniDisc?
(2000/08/08)

Минидиски (MiniDisc), или MD, это небольшие (64мм) диски, размещающие около140 Мб данных или 160 Мб аудио. Изощренная технология сжатия позволяет сжимать аудио с коэффициентом 5:1, что дает возможность записать 74 минуты с небольшим или без слышимого ухудшения качества. Как и CD рекордеры, существуют MD рекордеры, подключаемые к компьютеру, а также MD рекордеры, подключаемые к стереосистеме.

Существуют штампованные MD, аналогичные CD по конструкции, и перезаписываемые MD, использующие магнито-оптическую технологию записи. MD аудио рекордеры обычно удобнее в эксплуатации, чем автономные рекордеры аудио CD, поскольку проигрывающий механизм дает возможность более гибкого размещения аудио данных. Так, можно удалить трек из середины MD и записать более длинный, который размещается в разных местах диска. Непохоже на то, что технология MD последнего поколения заменит CD-R или DAT, поскольку сжатие с большими потерями не устраивает аудио пуристов. MD чаще продвигается в качестве замены аналоговых аудиокассет, которым он соответствует по компактности и возможности записи, и превосходит по долговечности и возможности осуществлять случайный доступ.

Компьютерные MD рекордеры могут записывать данные, но при этом не поддерживать запись аудио. Тщательно проверяйте документацию.

Море информации доступно по адресу http://www.minidisc.org/. Если вы хотите переписать CD на MD, или MD на CD-R, прочтите размещенный там FAQ, содержащий информацию по передаче цифровых данных (Раньше это был пункт #37 FAQ'а, но сейчас, вроде бы нет).

Тема: [2-19] Что происходит при финализации (а также закрытии и фиксации)?
(2001/03/03)

Диск, на который можно добавить данные, открыт. Все данные записываются в последнюю сессию. После того, как вы закончили запись, вы закрываете сессию. Если вы хотите записать мультисессионный диск, в это же время вы открываете новую сессию. Если вы не откроете новую сессию в это же время, то позже вы не сможете это сделать, а это значит, что вы не сможете добавить данные на CD-R. Весь диск считается закрытым.

Процесс открытия и закрытия сессии называется финализацией, фиксацией или просто закрытием сессии. Если вы закрыли последнюю сессию, это значит, что вы финализировали, фиксировали, или закрыли диск.

Односессионный диск имеет три основных области: lead-in (вводную), которая содержит Таблицу содержания (или TOC); программную, содержащую треки с аудио и/или данными; и lead-out (выводящую), в которой не содержится ничего значимого. На открытом односессионном диске еще не записаны области lead-in или lead-out.

Если вы записываете данные на диск и оставляете сессию открытой, таблица содержания ТОС, которая указывает проигрывателю CD или приводу CD-ROM местоположение треков, записывается в отдельной области, называемой Program Memory Area (Область памяти программы), или PMA. CD рекордеры являются единственными устройствами, обращающими внимание на PMA, поэтому при открытой сессии вы не увидите своих данных на стандартном проигрывающем устройстве. CD проигрыватели не найдут ни одного аудио трека, а приводы CD-ROM не увидят треков с данными. После финализации сессии, ТОС записывается в область lead-in, что позволяет другим устройствам распознать диск.

(Попробуйте: запишите аудио трек на чистый CD и оставьте сессию открытой. Поместите диск в проигрыватель CD. Некоторые проигрыватели проигнорируют существование диска, другие будут раскручивать его до невероятной скорости, так что не сломайте шпиндель, когда будете его извлекать, третьи будут совершать такие же непредсказуемые поступки. Наличие ТОС важно!)

Если вы закрываете текущую сессию и открываете новую, то будут записаны области lead-in и lead-out текущей сессии. ТОС, записанная в текущей области, указывает на предполагаемую ТОС следующей сессии. Этот процесс повторяется для каждой закрытой сессии, образуя цепочку ссылок из одной области lead-in в другую. Проигрыватель CD в вашей машине или стереосистеме не знает о том, что одна область lead-in ссылается на другую, поэтому он видит только первую сессию. Ваш привод CD-ROM, если, конечно, он не сломан, или не совсем доисторический, видит мультисессионные диски и успешно опознает первую сессию, последнюю сессию, или любую между ними, в зависимости от того, что ему велит операционная система, и на что он способен.

Некоторые приводы CD-ROM, особенно определенные модели NEC, привередливо относятся к открытым сессиям, и затыкаются при попытке чтения lead-in все еще открытой сессии. Они следуют по цепочке ссылок в lead-in каждой сессии, но когда доходят до последней, не могут обнаружить действительную ТОС и запутываются. Несмотря на то, что эти приводы поддерживают мультисессионные диски, для их успешного чтения им требуется, чтобы последняя сессия была закрыта. К счастью, большинство приводов так не поступает.

Если вы записываете в режиме disc-at-once, то область lead-in записывается в самом начале процесса, поскольку содержание TOC известно заранее. Многие рекордеры не позволяют указать, что будет добавлена дополнительная сессия, таким образом, создание мультисессионного диска в режиме DAO обычно невозможно. Приводы, позволяющий оставлять диск открытым, осуществляют запись в так называемом режиме "session-at-once", или SAO.

Если вы используете Win95 или WinNT, то функция автоматического распознавания диска обнаруживает диск после того, как будет записана ТОС. Это обычно приводит к срыву процесса записи. По этой причине многие последние программы для записи CD автоматически отключают автоматическое распознавание диска. В режиме track-at-once запись прекращается при финализации, в режиме disc-at-once v практически в начале процесса записи. В обоих случаях тест на запись будет успешным, поскольку ТОС не записывается в процессе теста.

Диски с пакетной записью подчиняются тем же правилам относительно открытых и закрытых сессий, поэтому чтобы их можно было прочитать на приводе CD-ROM, они должны быть финализированы. В документе "Packet Writing - Intermediate" во введении на http://www.mrichter.com/cdr/primer/primer.htm этот вопрос рассматривается несколько детальнее.

В изложенное не вошло множество деталей. Например, область lead-in на CD-R в действительности имеет уже записанную TOC, которая определяет физические параметры записывающего слоя, такие, как требуемая мощность записывающего лазера, а также информацию о диске, сколько блоков можно на него записать ("ATIP"). Однако о таких вещах обычно не стоит беспокоиться.

Тема: [2-20] Как файлы WAV/AIFF конвертируются в формат аудио CD Красной книги?
(2001/01/25)

В аудио данных, закодированных на CD, нет ничего особенного. Единственное отличие между сырым 44.1 КГц 16-бит стерео WAV-файлом и аудио CD v последовательность байтов.

Нет необходимости конвертировать файлы WAV или AIFF в специальный формат для записи на CD, если только вы не используете собственное кодирование, которое не распознается вашей программой для записи. К примеру, некоторые программы не записывают из файлов МР3, или из WAV файлов с неправильной частотой дискретизации. Вам также не нужно делать ничего особенного с аудио, извлеченным с CD. Оно уже в том формате, который понятен практически всем.

Просто приведите свое аудио в правильный формат -- 44.1 КГц, 16-бит, стерео, без сжатия, PCM v и программа, которую вы используете для записи CD, сделает все остальное. Вся ерунда типа коррекции ошибок и индексации треков происходит на низшем уровне.

Некоторых смущает, когда программы (такие, как Win95 Explorer) показывают расширение файлов ".CDA". Это просто удобный способ ссылки на аудио треки, а не формат файла. См. раздел (2-36)

Тема: [2-21] Что значит MultiRead? MultiPlay?
(2001/01/04)

Логотип (значок) MultiRead указывает на то, что проигрыватель CD или DVD может читать все существующие форматы CD, включая CD-ROM, CD-DA, CD-R и CD-RW. Описание находится на http://www.osta.org/html/multiread.html. Присутствие этого логотипа на приводе CD-ROM не означает, что привод может читать DVD.

MultiPlay - это практически то же самое, но для бытовых проигрывателей CD и DVD. См. http://www.osta.org/multiplay/.

Тема: [2-22] Можно ли использовать диск если запись не удалась?
(1998/07/31)

Это зависит от того, что записывалось, как оно записывалось, и насколько далеко продвинулся процесс записи.

Если запись сорвалась при записи области lead-in, перед тем, как были записаны какие-либо данные, то диск, вероятно, нельзя использовать. Некоторые приводы, особенно модели Sony, имеют опцию "repair disc", которая принудительно закрывает последнюю сессию. Это позволяет добавить данные на диск во второй сессии, но все, записанное в первой сессии будет недоступно.

Срыв при финализации диска может быть исправлен. Иногда ТОС успевает записаться перед срывом, и тогда диск можно использовать как он есть. Иногда можно использовать опцию "finalize disc" из программного меню, позволяющую закрыть диск. В прочих случаях рекордер откажется иметь дело с частично финализированным диском, тогда ничего сделать нельзя.

Срывы в середине записи приводят к тому, что CD-ROMу, вероятно, не стоит доверять. Какие-то из данных будут на нем, каких-то не окажется. Директория диска может отображать больше файлов, чем на нем есть на самом деле, и вы не узнаете, какие из них действительно присутствуют на диске, пока не попытаетесь их прочесть.

Аудио CD, записанные в режиме disc-at-once v это особый случай. Поскольку ТОС записывается в начале, диск будет читаться в стандартном проигрывателе CD даже если процесс записи не завершен. Вы сможете проигрывать треки до того места, где прервалась запись.

Если вы используете программу пакетной записи, такую, как DirectCD, опыт обитателей Usenet свидетельствует о том, что либо все на 100% хорошо, либо на 100% плохо. Хотя, может помочь утилита ScanDisk, входящая в состав DirectCD 2.5.

Тема: [2-23] Почему рекордеры вставляют "00" байт в начало аудиотреков?
(1998/08/14)

Это явление знакомо тем пользователям, которые пытались извлечь цифровое аудио с CD-R. Очень часто в результате копирования аудио CD получается точная копия оригинальных аудио данных, но с несколькими сотнями нулевых байтов, вставленных в начале (и соответствующим числом потерянных в конце). Поскольку это выражается в добавлении, возможно 1/100-й секунды тишины в начале диска, это практически незаметно.

Реальное число вставленных байтов может слегка варьироваться от диска к диску, но тот же рекордер обычно вставляет примерно то же число. Оно обычно менее одного сектора (2352 байт).

Как сообщает инженер фирмы Yamaha, причина этой проблемы v недостаточная синхронизация между аудио данными и каналами подкода, очень похожая на джиттер, описанный в разделе (2-15). Те же самые проблемы потока данных, из-за которых нелегко обнаружить начало блока при чтении, приводят также к трудностям в синхронной записи данных и идентификационной информации. Как утверждает этот инженер, эту проблему не могут решить ни изменение прошивки, ни изменения электроники привода.

Изготовление копий с копий аудио CD приведет к появлению значительно большего промежутка, но он, вероятно, останется незаметным даже после нескольких перезаписей.

Тема: [2-24] Сколько треков можно записать на диск? Сколько файлов?
(1999/03/07)

Вы можете записать до 99 треков. Поскольку номер трека хранится как двузначный десятичный номер, начиная с "01" (кодированный BCD, если вам интересно), превысить это число невозможно

Максимальное число файлов зависит от используемой вами файловой системы. Для ISO-9660, (теоретически) их может быть сколько угодно. На практике, DOS или Windows будут воспринимать диск непосредственно как файловую систему FAT16, поэтому вы ограничены около 65,000 файлами, если вам нужна широкая совместимость.

Тема: [2-25] Мешает ли SCMS делать копии?
(1999/04/11)

SCMS v это Serial Copy Management System (система управления серийным копированием). Ее задача состоит в том, чтобы позволять покупателям делать копии оригинала, и не позволять копировать копии. Аналоговые носители записей, такие, как аудиокассеты и видеокассеты VHS с каждой последующей копией заметно теряют в качестве. Цифровые носители не страдают в такой степени потерей качества в зависимости от копии, поэтому записывающая индустрия добавило эту особенность, привносящую тот же самый эффект

SCMS касается вас, если вы используете аудиооборудование бытового класса. Профессиональное оборудование и рекордеры, подключаемые к компьютерам не имеют ограничений. Подробнее о разнице между этими устройствами см. раздел (5-12).

Система работает посредством кодирования того, является ли материал защищенным или нет, и является ли диск оригиналом, или нет. Кодирование производится единственным битом, который либо включен, либо выключен, либо изменяется вкл/выкл в каждом из пяти фреймов. Смысл этого в следующем:

Существуют аппаратные устранители SCMS, преимущественно используемые в связке с декой DAT, которые отфильтровывают биты SCMS из соединения через S/PDIF. Некоторые отмечают, что это вносит в звук неприемлемые артефакты. Возможно вымыть аудио путем конвертации его в аналоговый формат и обратно, но снова пострадает его качество.

Если вы используете бытовой рекордер аудио CD, то SCMS не даст вам делать копии с копий защищенного материала. Она не запретит вам копировать купленный вами оригинальный диск, и не остановит при копировании незащищенных дисков.

Посвященные этому сайты:

http://www.oade.com/tapers/scms1.html
http://www.sfb.net/scms.htm
http://www.xs4all.nl/~jacg/dcc-faq.html

Тема: [2-26] Записывает ли рекордер на диск серийный номер?
(2001/01/06)

Как правило, нет, но, похоже, что некоторые из новейших автономных рекордеров аудио CD записывают. Уникальный идентификатор рекордера (RID) - это 97-битный код, записываемый через каждые 100 секторов. Он состоит из данных о марке, модели и серийном номере рекордера. Рекордеры, такие, как Philips CDR870, записывают RID во избежание распространения материала, защищенного авторскими правами.

Windows отображают что-то вроде "Volume Serial Number is 4365-0FED". Похоже, что нет никакого способа управлять этим. Некоторые предлагают, чтобы серийный номер генерировался на основе данных, размещенных на диске, аналогично тому, как аудио CD могут быть опознаны (в основном) по числу и длительности треков.

На дискетах и жестких дисках "серийный номер" генерируется на основе даты и времени форматирования диска. Четыре байта состоят из следующих данных:

  1. месяц + секунды
  2. день + сотые секунды
  3. высший байт года + часы
  4. низший байт года + минуты
(Взято из http://www.zdnet.com/pcmag/pctech/content/solutions/uu1508a.htm.)

Тема: [2-27] Что такое TOC? Чем она отличается от директории?
(1999/06/05)

TOC (таблица содержания) определяет расположение начала треков и их длину на диске. ТОС присутствует на всех CD. Если ее нет, то диск будет нечитаем на проигрывателе CD или дисководе CD-ROM (Подробнее см. раздел (2-19)).

Директория v это список файлов. Если вы пользователь Mac, то вы, вероятно, привыкли к термину "folder" (папка). Это часть файловой системы, такой как ISO-9660 или HFS, имеющейся на большинстве CD-ROM. Аудиотреки не содержат файлов, поэтому они не имеют директорий.

Ничего не мешает вам записать файловую систему FAT16 или Linux ext2 непосредственно на CD-ROM. Другой вопрос v сможете ли вы прочитать такой диск, или нет. (Команда Linux "mount" (монтировать) позволяет монтировать почти все для чтения, но Windows может не оказаться такой великодушной). ТОС определена в спецификации CD, и существуют четко установленные стандарты для определенных файловых систем, но [AFAIK] в спецификации CD не требуется, чтобы вы помещали в трек с данными какой-то определенный вид данных.

Тема: [2-28] Что такое ISO? CIF? BIN и CUE?
(2001/01/07)

В обиходе, "ISO" - это файл, содержащий полный образ диска. Такие файлы часто используются при передаче образов CD-ROM через интернет. В зависимости от того, с кем вы говорите, "ISO" может означать любые файлы образов диска или только их определенные виды.

Подходя к более строгому определению, "ISO" создается путем копирования всего диска в файл, от сектора 0 и до конца. Поскольку файл образа содержит готовые 2048-байтовые секторы и ничего больше, в этом виде невозможно сохранить ничего кроме единственного трека с данными. Аудио треки, диски смешанного формата, CD+G, мультисессионные и другие навороченные форматы не могут быть представлены таким образом.

Работая над этим недостатком, компании-производители программного обеспечения разработали свои собственные форматы, которые могут сохранять различные форматы. Corel разработал CIF, который все еще используется в Easy CD Creator фирмы Roxio. (Что означает CIF? Этого не знает никто, хотя расшифровка "Corel Image Format" (Формат образа Корел) так же хороша, как и любая другая). Jeff Arnold's CDRWIN создает образы как файлы "BIN", с отдельным "cue sheet", который описывает содержание. Вы можете распаковать связку BIN/CUE с помощью "binchunker", который теперь интегрирован в Fireburner (раздел (6-1-50)).

Файл ".DAT" может быть чем угодно, но обычно это видео файл, полученный с VideoCD. Программа по адресу http://www.vcdgear.com/ может конвертировать .DAT в .MPG, а записывающие программы типа Nero могут записывать непосредственно эти файлы.

С файлом ".ISO", содержащим образ файловой системы ISO-9660, можно обращаться несколькими способами: его можно записать на CD-ROM; смонтировать как устройство файловой системой loopback под Linux (например, "mount ./cdimg.iso /mnt/test -t iso9660 -o loop"); скопировать на раздел жесткого диска и монтировать под UNIX; или просмотреть с помощью WinImage (раздел (6-2-2)). Однако нет гарантии, что файл ".ISO" содержит данные файловой системы ISO-9660. И довольно части приходится слышать как люди называют "ISO" то, что им не является.

"ISOBuster" из http://www.ping.be/vcd/isobuster.html, может работать с некоторыми не-ISO-9660 форматами, включая .BIN.

(Далее в этом разделе идут философские разглагольствования, которые можно благополучно пропустить. Они представляют собой более иллюстративный, нежели фактический материал, и любое совпадение с реальными событиями является абсолютно случайным).

Термин "ISO" - это якобы сокращение от "образ диска ISO-9660", что само по себе несколько подозрительно. ISO-9660 v это стандарт, определяющий файловую систему наиболее часто используемую на CD-ROM. Он не определяет формат образа диска. Более корректно будет "образ файловой системы ISO-9660".

Когда вы собираете или генерируете образ CD-ROM, вам необходимо как-то его назвать. Когда CD-ROM генерируется из собрания файлов в образ файловой системы ISO-9660, он записывается в файл с расширением ".ISO". Этот файл образа может быть затем записан на CD-ROM. Как это бывает, сгенерированные файлы образа не отличаются по своей структуре от образов, которые могут быть извлечены из других CD-ROM, поэтому для простоты извлеченные образы дисков были также названы ".ISO".

(Некоторые программы использовали более точное ".IMG", но, к сожалению, это встречается реже).

Это значит, что независимо от того, извлекли ли вы трек с данными из диска, записанного в файловой системе HFS, или в файловой системе ISO-9660, он будет называться ".ISO". В этом столько же смысла, как и в форматировании 1.4 Mб дискеты для HFS, создании образа и окрещении его "образ диска FAT12 " из-за того, что такие дискеты обычно форматируются под FAT. Однако, это практически не важно, поскольку вне зависимости от того, что находится в файле, программа использует одни и те же процедуры для записи его на CD-R.

В результате этой условности с расширениями файлов, любой файл, содержащий посекторный образ CD-ROM называют "файл ISO". Когда CD рекордеры пошли в массы, и множество народа начали качать файлы образов, новички не могли знать, что существовало разделение между одним типом образа диска и другим типом, и они начали называть любой вид образа диска словом "ISO".

Сегодня не так уж редко доводится видеть сообщения о получении ISO из аудио CD, что вообще не имеет никакого смысла.

Тема: [2-29] Почему стандартная длительность составляет 74 минуты?
(1999/07/18)

По общему мнению, такая длительность была выбрана потому что разработчики CD хотели иметь формат, в котором помещалась бы девятая симфония Бетховена, Они определяли, какой использовать диаметр, и длительность некоторых исполнений решила этот вопрос.

Есть несколько версий этой истории. Некоторые рассказывают, что дирижер Polygram (тогда v часть Philips) по имени Герберт фон Караян, хотел, чтобы его любимое произведение помещалось на диске. Другие утверждают, что это жена председателя Sony хотела, чтобы на диске умещалась Е¬ любимая симфония. В интервью в июльском номере за 1992 год журнала _CD-ROM Professional_ сообщается, что некий Мистер Ога на Sony сделал определяющее предложение.

Веб сайт городские легенды содержит несколько интересных статей для тех, кто хочет углубиться в этот вопрос. Отношение девятой симфонии Бетховена к длительности признано в FAQ'е телеконференции alt.folklore.urban правдивым, но ни один из вариантов подтвержден не был.

http://www.urbanlegends.com/misc/cd/cd_length_skeptical.html http://www.urbanlegends.com/misc/cd/cd_length_karajan.html http://www.urbanlegends.com/misc/cd/cd_length_origin.html

Поиски в сети раскроют любое количество самых надежных источников, излагающих всевозможные вариации на тему.

Тема: [2-30] Почему у центра CD-R видна незаписанная полоса?
(1999/12/17)

Вы еще не закрыли сессию. Область lead-in, в которой записывается ТОС (раздел (2-27)) не записывается, пока сессия не закрыта. Для нее оставляется достаточно много места, чтобы можно было его увидеть. Подробнее о том, что происходит тогда, когда вы закрываете диск, читайте в разделе (2-19).

Вы увидите узкую незаписанную полосу в случае, если вы:

В некоторых случаях совершенно нормально наблюдать это пустое место; Здесь будет записана область lead-in после закрытия сессии. Это не обязательно признак неудачи.

Если вы используете режим записи disc-at-once, область lead-in записывается сразу, так что при неудаче вы не увидите такого промежутка.

Тема: [2-31] Что такое "BURN-Proof"?
(2000/12/02)

BURN-Proof (или BurnProof) - это неудачное сокращение от Buffer-Under-Run Proof (т.е. защита от опустошения буфера). Эта технология позволяет избежать опустошения буфера рекордера посредством задержки и возобновления процесса записи при таком опустошении. (Если вы не знакомы с опустошением буфера, см. раздел (4-1)).

В идеале результат прерываемых и непрерывных записей должен быть одинаковым. На практике, может иметься небольшой сбой в месте, где была задержана запись. Фирма Sanyo рекомендует для воспроизведения использовать 4-х скоростные и выше приводы CD-ROM, и аудиооборудование, выпущенное в 1995 году или позднее.

Дополнительная информация находится по адресу http://www.sannet.ne.jp/BURN-Proof/faq/.

Фирма Ricoh независимо от прочих разработала собственную версию этой технологии под названием "JustLink". См. http://www.ricohdms.com/.

В свою очередь, фирма Yamaha объявила о технологии "Waste-Proof Write Strategy".

Тема: [2-32] Может ли проигрывание CD-R в проигрывателе DVD повредить диски?
(2000/05/25)

Очевидно, существуют три вида проигрывателей DVD:

  1. Которые могут проигрывать CD-Rs.
  2. Которые не могут.
  3. Которые повреждают диски.

Самый распространенный вид - #2. Вид #3 содержит предупреждение в руководстве (вы читаете руководства к продуктам, верно?), о том, что не следует проигрывать диски CD-R. Возможно, что некоторые проигрыватели категории #2 на самом деле - #3, но просто не помечены как таковые.

Если для вас важно воспроизведение дисков CD-R в вашем проигрывателе DVD, то перед покупкой проигрывателя убедитесь в том, что он их поддерживает. См. раздел (2-13).

Немного неясно, как именно проигрыватель повреждает носители CD-R. Воспроизводящий лазер должен для этого работать с длиной волны и интенсивностью, вызывающей изменения в записываемом слое красителя.

Нам неизвестны случаи, когда приводы DVD-ROM повреждали диски.

Тема: [2-33] Кто на самом деле изготовил эту болванку CD-R?
(2000/09/03)

Многие из производителей носителей с громким именем на самом деле сами не производят носители. Вместо этого они закупают диски у других производителей и маркируют их своим логотипом. В целом, это не есть плохо, ведь такие диски были признаны достаточно хорошими для того, чтобы компания с громким именем захотела поставить на них свой логотип.

Если у вас привередливый рекордер или проигрыватель, то вам пригодится возможность попробовать разные носители. Однако если вы купите несколько разных марок, а оказалось, что они выпущены одним и тем же производителем, то они наверняка будут вести себя одинаково, и вы зря потратите время и деньги.

Итак... как определить, кто на самом деле изготовил конкретный носитель? Если отвечать коротко, то никак.

Хотелось бы верить, что приложения-идентификаторы носителей CD-R (например, см. раздел (6-2-9) дадут вам нужный ответ. К сожалению, получаемые данные, в лучшем случае, ненадежны. Чарльз Палмер из cd-recordable.com по поводу идентификации производителя написал следующее:

"Многие пользователи таких программ полностью доверяют двум значениям - о Производителе Носителя и Данным о Красителе. Эти два значения практически бесполезны.

Причина этого в том, что многие производители CD-R (как и CD- Recordable.com) приобретают матрицы (никелевый штамп, на котором изготавливаются все подложки CD-R) в третьих источниках. Эти источники (либо производители дисков, либо фирмы по мастерингу) помещают данные, которые и считываются программами-"идентификаторами", а они касаются лишь оригинального стеклянного мастера. Закодированная информация о производителе обычно представляет собой наименование компании, изготовившей мастер. Поскольку матрицы, изготовленные с этого мастера продаются производителям дисков по всеми миру, все диски, отпечатанные с этих матриц будут содержать одну и ту же информацию о производителе. Информацию, которая, очевидно, совершенно ошибочна и неверна. Очень редко информация о производителе, закодированная на CD-R действительно не является сведениями о производителе мастера. [...]

Второе значение (тип красителя) также сомнительно. Поскольку бОльшая часть сочетаний мастер/матрица спроектирована под конкретный тип красителя (фталоцианин, цианин, Azo и т.д.), то закодированная информация о красителе говорит лишь о том, для какого красителя проектировался мастер. Конечно, это не означает, что производитель, который приобретает и использует эту матрицу, будет использовать именно тот краситель, для которого она проектировалась. Существует вероятность того, что сочетание матрица/краситель, использованное производителем CD-R, не соответствует информации о красителе, закодированной на мастере. Поэтому эта информация так же потенциально неправильна, как и данные о производителе, рассмотренные выше."

Единственно надежная информация в области "ATIP" - это длина (емкость) диска. На http://www.orangeforum.or.jp/e/reference/index.htm ранее была информация по ATIP, но сейчас ссылка "Disc Identification Method" защищена паролем.

Тема: [2-34] Можно ли скопировать CD, закодированные в DTS?
(2000/12/13)

Да. CD, закодированные в DTS в значительной степени соответствуют стандарту Красная книга. Главное отличие в том, что аудио закодировано в DTS, а не в 44.1КГц 16-бит стерео PCM. Если вы поместите такой диск в проигрыватель CD, то он распознает дорожки и попытается их воспроизвести, однако вы услышите только шум.

DTS CD можно копировать точно также как и любой аудио CD. Не стоит пытаться конвертировать такие диски в MP3, поскольку они уже записаны в сжатом формате.

Обычно CD, закодированные в DTS воспроизводятся проигрывателем DVD, подключенному к поддерживающему DTS ресиверу. Многие DTS CD закодированы в 5.1 surround sound.

Тема: [2-35] Почему 44.1 КГц? Почему не 48 КГц?
(2001/01/05)

Спецификацией для аудио CD "Красная книга" устанавливается стандарт 44100 сэмплов в секунду, где каждый сэмпл есть 16-бит стерео PCM. PCM- хороший выбор для кодирования аудио, стерео широко поддерживается и распознается, поэтому очень просто обращаться с данными в 16-битовых порциях при помощи существующего аппаратного и программного обеспечения.

Почему 44100? Почему не круглое десятичное значение, как, например, 44000, или круглое двоичное значение как 44032? Почему не 32 КГц или 48 КГц?

Как правило, человеческое ухо способно слышать звуки частотой до около 20 КГц. Как пишет умный человек по имени Nyquist, частота дискретизации должна быть в два раза выше этого значения. Из-за несовершенства фильтрации, в действительности необходимо несколько больше 40 КГц.

В соответствии с книгой John Waktinson'а _The Art of Digital Audio_, 2-е издание, страница 104, выбор частоты есть артефакт оборудования, используемого при ранних исследованиях цифрового аудио. Хранение цифрового аудио на жестком диске было непрактичным, поскольку емкость, необходимая для значительного количества аудио 1Мб/сек была еще очень дорогой. Вместо этого использовались видеомагнитофоны, на которых сэмплы записывались как уровни черного и белого. Общая частота дискретизации 44.1 КГц была установлена как для формата NTSC, так и для формата PAL (видеостандарты, используемые в США/Японии и Европе соответственно). Эта частота перешла и в определение компакт-диска.

Частота дискретизации для "профессионального" аудио, 48 КГц, была выбрана из-за того, что она является простым множителем прочих распространенных форматов, например, 8 КГц для телефонов. Вместе с тем достаточно сложно осуществить хорошую конвертацию из 48 КГц в 44.1 КГц, что создает сложности, к примеру, при копировании аудио CD с помощью бытовой DAT-деки. (Некоторые бытовые DAT деки могут работать с 44.1, но в целом только профессиональные деки могут обращаться с более низкими частотами).

Слышимая разница между 44.1 КГц и 48 КГц сравнительно мала, поскольку небольшое расширение частотного диапазона лежит вне восприятия человеческого слуха. Некоторые неслышимые звуки создают "биение" совместно со слышимыми звуками, поэтому они влияют на звучание, однако, как правило, улучшение звучания на 48 Гц, по сравнению с 44.1, незначительно.

Тема: [2-36] Какой формат у файлов .CDA?
(2001/01/25)

В действительности, файлы .CDA вообще не файлы. Windows отображает треки на аудио CD как файлы".CDA" для удобства. К примеру, можно создать ассоциацию для ".CDA"  и запускать проигрыватель аудио CD при двойном щелчке на треке.

Сами треки записаны в формате, почти идентичном обычному файлу WAV или AIFF. См. раздел (2-20).  


Наверх
На главную страницу

 

FAQ Copyright 2001 by Andy McFadden. All Rights Reserved.
Russian Translation Copyright 2001 by Oleg Nechay. All Rights Reserved.